Отходное место
В Ольхонском районе будет создан полигон твёрдых бытовых отходов
Тему состоявшейся на днях пресс-конференции – «Управление твёрдыми бытовыми отходами» – директор областного департамента охраны окружающей среды и недропользования Ольга Гайкова назвала одной из важных и подчеркнула, что администрация области вплотную занимается этим вопросом несколько лет. А заместитель начальника отдела государственного экологического контроля службы по охране природы Иркутской области и озера Байкал Александр Карчевский сообщил журналистам, что по статистическим данным в регионе во вторичный оборот вовлекается не более трети образующихся отходов. Но мировой опыт и специалисты утверждают, что перерабатывать для «извлечения полезности из мусора» можно до 95 процентов от его общего объёма.
Поводом для пресс-конференции послужила плановая, проведённая в рамках Дней защиты от экологической опасности комиссионная поездка специалистов на остров Ольхон для изучения реальной ситуации в области обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Рекреационная нагрузка на Байкальское побережье и остров Ольхон нарастает, и проблема очистки от мусора центральной экологической зоны участка Всемирного природного наследия становится всё более актуальной.
– Наши обязательства перед мировым сообществом – сохранить озеро, – говорит Ольга Гайкова, – устранить или хотя бы снизить до безопасного уровня негативное антропогенное влияние на Байкал, обеспечить чистоту мирового резервуара пресных вод. Но мы не можем запретить доступ людей к объекту Всемирного природного наследия. Интерес к нему очень высок, желающих приехать и полюбоваться Байкалом становится всё больше.
Минимизировать негативный экологический эффект от растущей рекреационной нагрузки, по мнению Ольги Гайковой, можно грамотным и эффективным управлением твёрдыми бытовыми отходами. Областная исполнительная власть, по её словам, несколько лет «вплотную занимается этим вопросом». Особенно активно – на популярном у российских и зарубежных туристов острове Ольхон. Он может стать и, как следует из общего контекста интервью Гайковой и Карчевского, уже превращается в модельную территорию. Положительный опыт обращения с твёрдыми бытовыми отходами, накапливаемый здесь в том числе и благодаря творческому сотрудничеству со специалистами Германии, уже достоин распространения на других территориях Прибайкалья и всей области.
– Было принято решение о строительстве в Ольхонском районе современного, отвечающего всем экологическим требованиям полигона твёрдых бытовых отходов, – рассказывает О. Гайкова о практической реализации темы управления отходами. – Проведена государственная экспертиза проекта, который финансируется из средств областного бюджета. Полигон, расположенный на безопасном расстоянии от акватории озера и в стороне от туристических маршрутов, будет использоваться как раз под отходы, которые образуются на побережье Малого моря и острове Ольхон. На проектирование, экспертизу и подготовительные работы уже затрачено около трёх миллионов рублей. В будущем году на строительстве этого полигона планируется освоить ещё более 14 миллионов рублей.
– Сегодня на территории Ольхонского района находятся четыре объекта размещения отходов потребления, – дополняет Александр Карчевский. И я догадываюсь, что витиевато-казённое обозначение существующих свалок – «объект размещения отходов потребления» – он избрал совсем не случайно. Дело в том, что на территории нашей области реально существует три вида таких вот «объектов размещения»: свалки санкционированные, свалки несанкционированные и полигоны. А это всё суть вещи разные. Свалка – дело понятное: выбрал кто-то где-то в сторонке от глаз людских относительно ровную площадку и начал валить сюда мусор. Если удастся оформить на это официальное разрешение, свалка становится санкционированной. В противном случае – несанкционированной. Но она всё равно может существовать десятилетиями, если отходы возить больше некуда. Никаким законом невозможно запретить образование отходов. Они потому и называются бытовыми, что образуются в результате нашего быта, в результате самого факта обитания человека в данном конкретном месте. Поэтому, если нет иного выхода, даже на несанкционированные свалки, противоречащие законодательству, власти часто закрывают глаза, а санкционированные и мало-мальски обустроенные любят (для солидности и благозвучия) называть полигонами. Хотя на самом деле полигон – совсем другое дело.
– Полигон – это сложное и дорогостоящее инженерное сооружение, которое обеспечивает полную безопасность для окружающей среды, – объясняет журналистам Александр Карчевский. – В Ольхонском районе начато строительство именно полигона. Современного и безопасного. Кстати, по рекомендации наших германских коллег на этом полигоне будет построена ещё и станция по сортировке мусора…
В зависимости от геологических условий полигоны обеспечиваются необходимыми дренажными, водоизоляционными, иными системами защиты природы от негативного воздействия отходов. Современный полигон, если он построен с соблюдением всех природоохранных норм, правил и требований, отличается от примитивной свалки так же, как навороченный легковой автомобиль от телеги.
– Понятно, что одним таким мероприятием, одним полигоном мы не решим проблему очистки берегов Байкала от мусора, – уверена Ольга Гайкова. – И решить её исключительно за счёт бюджетных средств тоже невозможно. Необходимо, чтобы нам помогали и местные жители, и туристы, и бизнес, особенно занятый в сфере туризма и рекреационной деятельности. Сейчас на Байкале и, в частности, на острове Ольхон реализуется несколько локальных природоохранных программ.
Одна из главных объективных проблем очистки от мусора острова Ольхон обусловлена сложностью и высокой затратностью транспортной схемы. На острове, поскольку он является частью Прибайкальского национального парка, нельзя размещать полигоны и предприятия по обращению с отходами. Мусор приходится вывозить на материк, к Еланцам. Это длинное транспортное плечо, и муниципалитет сам не справляется с этой задачей.
Параллельно с поиском решения проблемы собственными силами на территории Иркутской области реализуется один из проектов федеральной программы консультативной помощи Республики Германия. Он направлен как раз на разработку концепции управления отходами на острове Ольхон. В нём активно участвует Иркутский государственный технический университет, и, по оценке О. Гайковой, за минувшие два года учёными, преподавателями и студентами вместе с германскими коллегами «проделана огромная работа» по изучению ситуации, её детализации и выработке практических решений.
– По мнению наших германских коллег, для того чтобы снизить затраты муниципалитетов и населения на очистку территории и вывоз мусора, необходима инвестиционная составляющая проекта, – рассказывает она. – Давно во всём мире пришли к мнению, что накапливать отходы – это неправильно. Мы тоже придерживаемся этой точки зрения. Невозможно постоянно копить отходы. Их необходимо перерабатывать. У нас сегодня на полигонах размещено уже более ста миллионов тонн отходов. Порядка 80 миллионов тонн образуется ежегодно. Но перерабатывается менее половины из них, да и то в первую очередь это касается промышленных отходов. Поэтому наши свалки и полигоны не уменьшаются, а только заполняются, и заполняются, и заполняются. И вот германские коллеги предложили нам одно из решений проблемы, которое полностью совпадает с нашими собственными выводами: необходим селективный сбор мусора для обеспечения его последующей переработки. И вот как раз та работа, которую провели наши студенты в рамках российско-германского проекта, – это попытка внедрения селективного сбора мусора на острове. Нельзя всё время копить. Необходимо мусор разделять и максимально перерабатывать.
Ольга Гайкова подчёркивает, что сотрудничество в этой сфере именно с Германией совсем не случайно. По её мнению, «Германия – это страна-образец в сфере обращения с отходами. Наиболее чистая страна планеты. Её технологии, её модели по обращению с отходами были приняты в качестве модельных в таких развитых странах, как Япония и США».
Александр Карчевский рассказал, что для эффективного управления отходами в первую очередь необходимо точно знать, где чего и сколько образуется, сколько и каких именно отходов хранится. К настоящему времени службой по охране природы и озера Байкал совместно с департаментом создана и ведётся в динамике такая база данных. На её основе стал возможен детальный анализ ситуации и принятие правильных управленческих решений. А Ольга Гайкова, как следует из всего контекста её выступления и ответов на вопросы журналистов, полагает, что главным, основополагающим решением должен стать селективный сбор твёрдых бытовых отходов и сортировка мусора, накопленного в прошлые годы с целью его последующей переработки.
– Современные бытовые отходы – это в первую очередь упаковка, в том числе бутылки и иные ёмкости, изготовленные из пластика, который, по мнению учёных, в естественных природных условиях может разлагаться до 800 лет! Но массовое производство упаковки из современных видов пластика началось сравнительно недавно, и никто не может достоверно сказать, что на самом деле получится из него через сотни лет. Мы можем только предполагать. Вместе с тем именно пластик, если его собирать отдельно, легко поддаётся переработке. Без больших технологических проблем могут перерабатываться бумажные, древесные отходы, жестяные консервные и алюминиевые банки из-под напитков. Важно не валить всё это в одну кучу.
При селективном сборе, как понял я О. Гайкову, переработка отходов неизбежно превратится из неразрешимой проблемы в высокорентабельный бизнес. Для этого, правда, потребуется ещё и кардинальная перестройка соответствующего законодательства, нормативных актов и самого подхода к «мусорной проблеме». Но Гайкова уверена, что всё это будет сделано достаточно скоро, потому что «понимание на федеральном уровне уже есть».
– В настоящее время Ростехнадзор со Всемирным Банком реализует специальный проект, рассчитанный на три года, в котором Иркутская область является пилотным регионом, – объясняет она свою уверенность в скорых переменах. – В его рамках разрабатывается нормативно-правовая база в сфере управления отходами. Будут пересмотрены все платежи за негативное воздействие на окружающую среду, законодательство. Мы не можем больше копить отходы, потому что не имеем права перекладывать ответственность за состояние окружающей среды на своих потомков.
Фото автора и Сергея ВОЛКОВА