И всё-таки я верю…
Театр юного зрителя имени Вампилова поставил премьерный спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры», назвав его «Игры в стиле рок». Переименование объяснимо. Со дня написания пьесы прошло тридцать лет, изменилось время, психологическое состояние людей, но изменился ли сам человек?
Спектакль «Жестокие игры» шёл в Иркутском ТЮЗе во времена, когда эта пьеса была одной из самых репертуарных в театрах страны. Привлекала в ней возможность поговорить со зрителями о психологическом состоянии разных и во многом похожих молодых людей. В конце 70-х годов они делились на «мажоров», «лохов», «интеллектуалов» и были такими, какими их выразил в своей пьесе Алексей Арбузов. Добрые, злые, безразличные или романтичные, они жили, будто играли, и эти игры нельзя было назвать молодёжными, присутствовали в них отчаяние и жестокость, рождённые от неприкаянности душ.
Какими же предстают молодые люди в новом спектакле, поставленном московским режиссёром Олегом Ефремовым? Переплавленными временем, в котором рок-н-ролл стал классикой, а характеры, формировавшиеся под его влиянием, являют вечную проблему отцов и детей. Отрешённость, в которой пребывают герои, не родилась сама по себе, есть у неё причины, порождающие следствия.
Декорации художника Андрея Штепина представляют на сцене холодную конструкцию, где лестницы и площадки дают простор для режиссёрского воображения и актёрской пластической выразительности. Есть в них и знаковая метафоричность – поблёскивающие пластины, отражающие лучи света в непроглядной атмосфере дождевой мглы.
Место действия – Москва, в которой постоянно идут дожди, и Сибирь, где летом жарко, а зимой трещат морозы. Путешествие по бескрайним просторам России совершает героиня спектакля Неля, образ которой в спектакле создала актриса Наталия Маламуд. Она «найдёныш» для московских парней и знак судьбы для супругов Миши и Маши, которым некогда любить друг друга и ухаживать за недавно родившейся дочкой.
Кто такая Неля – путешественница, которая приносит счастье и несчастье одновременно? Девчонка, по не объяснённым в пьесе причинам возненавидевшая родителей, ринувшаяся совершать поступки, одни из которых кажутся дурацкими, другие полны добра и альтруизма? Актриса создаёт на сцене образ героини, характер которой только складывается, она не знает ни жизни, ни самой себя. Что ни шаг – спонтанный поступок, что ни слово – импровизация коротких и часто парадоксальных мыслей.
На сцене Неля появляется неприкаянным созданием, просящим и одновременно требующим приюта. Это начало игры, вернее, завязки действия, в котором трудно отличить добро от зла. Хозяин квартиры Кай в исполнении актёра Артёма Брагина – одинокий парень, родители которого развелись и разъехались по разным концам не только страны, но и мира. Им давно нет дела до своего дитяти. Как известно, любовь на расстоянии, без заботы о ближнем, становится чувством абстрактным.
Друзья Кая Терентий и Никита его дополняют, но по характерам являются антиподами, как и в прежние времена, делятся на «мажоров», «лохов» и «интеллектуалов». Заставляют их держаться вместе воспоминания о детской дружбе и отсутствие родительской любви. Правда, отец Терентия, роль которого играет актёр Вячеслав Степанов, любит сына, ходит за ним по пятам, пытаясь вымолить прощение за совершённые им когда-то неблаговидные поступки. Никита говорит, что он из большой семьи, в которой каждый из её членов успешен и бесконечно занят. У друзей свои роли в спектакле и собственная индивидуальность: Кай Артёма Брагина – нигилист, Терентий Николая Кулебякина – хмурый молчун, Никита Евгения Старухина – ловелас и повеса.
Спектакль идёт в последовательности сцен, написанных Арбузовым, но как изменились смысл и звучание действия! Он стремителен, наполнен песнями-балладами Сергея Маврина, проявляющими состояние души героев. Музыка почти оглушает зрителей, актёрские голоса усилены микрофонным звучанием, кажется, никто никого не слышит и не слушает, каждый пребывает в состоянии, полном одинокого блуждания по дебрям собственной души. Молодые люди откровенно эгоистичны, и основное отличительное качество троицы – умение иногда многозначительно молчать.
В спектакле очень важны персонажи супругов Маши и Миши, представляющих отношения старшего поколения. Актёры Игорь Бялоус и Ольга Дерфлер словно возвращают старшее поколение зрителей в юность, когда многие люди были романтиками, увлеченными делом, которому служили. Они казались идеальными героями своего времени, но были ли таковыми на самом деле, что происходило с их душами?
Миша в исполнении актёра Игоря Бялоуса действительно герой, которому суждено погибнуть. Маша Ольги Дерфлер – много сложнее. Молодая мама, она стремится на какой-то участок искать нефть и находит её, но какой ценой! Она не заметила, как разрушила любовь и чуть было не потеряла ребёнка. Старшее поколение, представленное в спектакле, определяет поступки младших. Умеющие любить, но не научившиеся беречь свои чувства, эти качества они закладывают в будущих поколениях.
В начале 80-х годов, когда жанр мелодрамы был не в чести, финал пьесы Арбузова трактовался жёстко, её герои представляли собой потерянное поколение, которому не суждено проявиться в искренности чувств, подлинной заботе о ближнем. Тогда ещё никто не знал, что страна стоит на пороге социальных преобразований и не эти, а совсем другие, брошенные родителями дети станут для общества навсегда потерянным поколением.
Режиссёр Олег Ефремов милосерден. Он даёт героям спектакля возможность осознать свои поступки, проявиться в отношениях, в которых преобладают подлинная духовность и чистота. «И всё-таки я верю: всё будет хорошо», – говорит режиссёр современным молодым людям – зрителям спектакля. Родительская любовь не исчезает, она только видоизменяется. Не случайно отцу Терентия отведена в постановке значительная роль. Ошибки совершают не только молодые, но и взрослые люди, и каждому даётся шанс исправиться, попробовать искупить свои грехи.
Оптимистичный финал спектакля внушает веру в людей, даёт возможность подумать о том, насколько глубока пропасть между родителями и детьми в отношениях друг с другом. Терентий прощает отца. У Кая на его картинах появился просвет между сумерками дождя. Маша находит ребёнка. Неля и Никита остаются вместе. Олег Ефремов убеждён: спектакль, предназначенный молодым зрителям, должен пробуждать у них добрые чувства.