Учёт плюс контроль
3 июля стражи дорог отмечают 72-ю годовщину со дня образования Госавтоинспекции. Изначально в системе Министерства внутренних дел СССР существовали две параллельные структуры. Так называемый ОРУД занимался регулировкой уличного движения, а ГАИ ведало выдачей прав и осмотром транспорта. Объединены службы были только в пятидесятые годы прошлого века.
Наследниками «классического» ГАИ сегодня являются регистрационно-экзаменационные подразделения. В столице Приангарья несколько лет назад РЭО ГАИ при УВД Иркутска присоединили к области. Теперь служба, состоящая из трёх филиалов в разных концах города, называется Межрайонным отделом государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств.
— За пять месяцев этого года нами проведено 48 тысяч 586 операций, – говорит начальник подразделения Юрий Александров. – Из них 23 тысячи – регистрация и постановка на учёт. Снято с учёта 19 тысяч единиц автотранспорта. А в среднем за год в областном центре прибавляется примерно по восемь тысяч автомобилей.
При таком огромном фронте работы в штате МРЭО работают всего 31 аттестованный сотрудник и 16 паспортисток. Трудиться инспекторам приходится по 12 часов. За один час инспектора рассматривают и оформляют документы на восемь машин. Несмотря на оперативность сотрудников и возможность предварительной записи на приём по телефону, до недавнего времени огромные очереди были привычным явлением. К счастью, отмечают посетители, около трёх месяцев назад ситуация стала меняться в положительную сторону.
— Не так давно мы подключились к федеральной базе данных, — рассказывает заместитель начальника межрайонного отдела Сергей Четвериков. – Сейчас в ней зарегистрированы все крупнейшие города страны, такие как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и другие. Группа розыска стала широко применять электронную почту. Теперь информация о том, числится ли машина в угоне или нет, приходит всего за сутки. Если по каким-либо причинам данные задерживаются, мы созваниваемся с соответствующими службами по телефону. Сегодня отказом для постановки на учёт являются в основном две причины: техническая неисправность авто и криминальное происхождение.
Сверку номеров двигателя, шасси и кузова проводит государственный инспектор. Он вызывает эксперта, только если обнаруживает видимые повреждения, например, цифры «прыгают». Но сейчас пошли довольно изощрённые подделки — на дорогие авто вваривают целые панели, и обнаружить подвох совсем не просто. Впрочем, вопреки расхожему мнению, таких машин в Иркутской области совсем немного.
Фото автора