издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мифическая реальность

Областной краеведческий музей в канун международного фестиваля «Алтаргана» устроил выставку «Сибирские шаманы: мифы и реальность».

Коллекция, представленная на выставке в музейной студии, была собрана и передана в XIX веке музею священнослужителями, купцами, учёными, изучающими историю и этнографию Сибири. Она уникальна, потому что является наиболее полным собранием предметов культа шаманизма не только в России, но и во многих других странах.

Шаманский костюм с многочисленными украшениями можно рассматривать как произведение искусства и как культовый атрибут, каждая деталь которого имеет определённый смысл и значение. Монеты, бусы, ленты, кожаные переплетения – все эти детали служат оберегами для шамана во время обряда камланья.

Онгоны – обереги людей, исповедующих шаманизм, – тоже можно отнести к произведениям искусства. Вырезанные из дерева, костей мамонта, они поражают разнообразием форм и конфигураций. Онгоны не были абстрактными фигурками, каждый предназначался конкретному человеку, животному или месту, в котором проистекала жизнь.

О том, что через онгоны передаётся благословение предков, говорила шаманка с двадцатилетним стажем Тамара Шамханова, аспирантка Бурятского государственного университета, председатель Фонда шаманизма Сибири, специально приехавшая на праздник открытия выставки из Усть-Орды.

Предметное начало выставки дополняют работы графика из Ангарска Ларисы Филатовой. Выполненные в сложной технике нанесения рисунка на лист пергаментной бумаги, они кажутся гравюрами, пришедшими из глубины веков. По сути, художник передаёт в своих работах жизнь бурятского народа во всех её ипостасях. Изображены здесь охота и рыбалка, воины, скачущие на конях, и мирно пасущийся табун лошадей. Некоторые рисунки посвящены обряду камланья, в котором шаман предстаёт властелином мира, свободно перемещающимся в трёхуровневом пространстве неба, земли и подземных недр.

Графические работы Ларисы Филатовой напоминают наскальную живопись, оставленную первобытным человеком. Они очень просты и в то же время наполнены атмосферой подлинной жизни, символом которой является мать, кормящая своё дитя, или жеребёнок, доверчиво тянущийся к руке человека. Природе одинаково дороги и человек, и животное, и травинка, пробивающаяся в расщелине скалы. В природе всё взаимосвязано, всё говорит о её могучей силе и в то же время хрупкости и незащищённости.

Большое впечатление производят работы фотохудожника Марины Свининой из серии «Метаморфозы природы». В фотоизображениях она стремится передать не конкретный образ того или иного пейзажа, она обнажает его душу. Работы выполнены в цвете, но кажутся чёрно-белыми и только иногда бликуют цветом мха, покрывающего скалы, или оттеняются голубизной прозрачной воды.

Во многих работах фотохудожника проглядываются лики, которые она видит через объектив. Иногда их изображение показано чётко, но часто их можно домыслить, сконструировать в своём воображении из переливов размытой поверхности, напоминающей водное пространство, или высохшей равнинной земли. Несмотря на сдержанность красок, фотоработы кажутся живописными, полными образов, связывающих человека с тайной мироздания.

Выставка «Сибирские шаманы: мифы и реальность» действительно состоит из нашего мифического представления о строении бытия, но она же и обращает нас к реалиям жизни, её простым и основополагающим законам. Человек – часть природы, и об этом он должен помнить.

Фото Любови СУХАРЕВСКОЙ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры