Константин ЗАЙЦЕВ: «Соблюсти баланс между государственным и личным интересом»
Основой экономики Иркутской области, её становым хребтом всегда считалась энергетика. Поэтому неудивительно, что в Комитете Государственной Думы по энергетике сразу три поста заместителей председателя заняты депутатами, представляющими Иркутскую область. О будущем российской энергетики и о её влиянии на социальные процессы мы беседуем с первым заместителем председателя Межрегионального координационного совета партии «Единая Россия» в Сибирском федеральном округе, депутатом Государственной Думы Константином ЗАЙЦЕВЫМ.
– Константин Борисович, что, на ваш взгляд, сейчас самое главное для развития отрасли, по какому пути она пойдёт и сумеет ли преодолеть прогнозируемый дефицит электроэнергии?
– Как вы, вероятно, знаете, Государственная Дума в своё время приняла реформу РАО ЕЭС, и на сегодня многие генерирующие и сбытовые компании уже вышли из-под государственного контроля. На мой взгляд, либерализация цен и переход к рыночным механизмам их формирования в условиях дефицита электроэнергии станет причиной роста тарифов. Последовательность перехода к новому порядку формирования цен регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 года, и, согласно этому документу, если с 1 июля по 31 декабря 2008 года 70-75 процентов всей электро-энергии продаётся по регулируемым ценам, то уже с 1 января 2011 года мы полностью перейдём на свободные цены.
В Иркутской области пока нет дефицита электроэнергии, и поэтому, я думаю, цены сохранятся на более низком, чем в европейской части страны, уровне. Но успокаиваться нельзя. Насколько мне известно, у компании «Иркутскэнерго» имеются планы по развитию сетевой инфраструктуры, которая свяжет наш регион с Республикой Саха-Якутия на востоке и Красноярским краем на западе. Главная цель этих проектов – обеспечение новых потребителей на севере области, объединение с энергетической системой Якутии, повышение надёжности работы всех элементов системы в целом.
На мой взгляд, сети имеют сегодня ключевое значение, являются самым важным элементом развития, так как позволяют потребителю выбрать среди множества поставщиков, а производителям – подавать свою продукцию на объединённый энергетический рынок Сибири. В программе, разработанной в Иркутскэнерго, – строительство нескольких ЛЭП-500 и подстанций, предполагаемый общий объём инвестиций – около 30 млрд. рублей со сроком окупаемости 10-15 лет.
– Но сети без генерации мало стоят…
– В программе заложено строительство и расширение нескольких тепловых источников в Усть-Кутском районе, Иркутске, Тулунском районе, Зиме. В Генеральной схеме размещения объектов энергетики до 2020 года эти объекты соседствуют с четвёртой ГЭС Ангарского каскада – Богучанской, мощностью 3000 МВт, строительство которой сейчас завершается в Красноярском крае. На примере этого объекта мы можем ещё раз убедиться в значении отрасли. Хотя решение о строительстве ГЭС было утверждено распоряжением Совета министров СССР ещё в 1980 году, строительство, как известно, затянулось. И лишь сейчас благодаря разработке проекта развития Нижнего Приангарья и поддержке VI съезда партии «Единая Россия», состоявшегося в Красноярске, были выделены средства, в том числе из Инвестиционного фонда. Строящаяся ГЭС уже оказывает огромное влияние на экономику региона, а после полного ввода в строй станет основой для работы множества предприятий и разработки многих месторождений полезных ископаемых.
– Можно ли уже сейчас сказать, что средства Инвестиционного фонда, расходуемые с большой оглядкой, в данном случае потрачены рационально?
– Нужно учитывать, что на строительство ГЭС и создание водохранилища привлечены не только бюджетные средства, но и частные инвестиции. Инвесторы проекта – компании ГидроОГК и РУСАЛ – приняли решение о создании Богучанского энергометаллургического объединения, включающего помимо ГЭС ещё и алюминиевый завод с производительностью 600 тысяч тонн металла в год. Реализация проекта уже сегодня приносит плоды в виде десятков тысяч рабочих мест во многих регионах Сибирского федерального округа, ведь в одной только Иркутской области у БЭМО десятки подрядных организаций. Помимо этого проект имеет общегосударственное значение, так как решается множество социальных задач: повышение доходов граждан, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, сокращение безработицы. В Кежемском районе Красноярского края, где строится ГЭС, всего за два года количество безработных сократилось с 6,5 до 1,5 процента.
– В Иркутской области до сих пор существуют разные мнения об этом проекте, в частности, о рабочей отметке станции.
– С самого начала Совмином СССР были установлены параметры станции: мощность – 3000 МВт, высота нормального подпорного уровня – 208 метров. Никакого другого проекта не существует. В Указе Президента Российской Федерации от 12 апреля 2005 года о создании объединённого Красноярского края мы ещё раз находим те же цифры: 208 метров, мощность 3000 МВт. 185 метров – промежуточная отметка наполнения водохранилища, с которой ГЭС может начать работу при мощности 1620 МВт. Был произведён анализ проекта, который показал, что с точки зрения экономики и борьбы с энергодефицитом строить нужно только до отметки 208 метров, поскольку никакая иная существующих и прогнозируемых проблем не решает.
– Хотя ГЭС, как вы уже сказали, начали строить давно, в своё время не успели не только достроить, но и подготовить ложе водохранилища. Как сейчас обстоят дела?
– Безусловно, решением вопросов переселения граждан должны заниматься органы исполнительной власти субъектов федерации – во взаимодействии и тесном контакте с компаниями-инвесторами, постоянно сверяя ход работ по строительству с собственными усилиями по переселению и лесоустройству. Чем Государственная Дума может помочь в этой ситуации? В пределах своих полномочий – обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, переселяемых из зоны затопления, а это, по имеющимся данным, более 12 тысяч человек в Красноярском крае и Иркутской области. В случае необходимости Дума могла бы подготовить и утвердить специальный закон о дополнительной защите прав граждан. Хотя сейчас, на мой взгляд, насущной необходимости в создании такого закона нет, поскольку и РУСАЛ, и ГидроОГК прилагают много усилий для обеспечения интересов жителей населённых пунктов, попадающих в зону воздействия водохранилища.
Лично я как депутат готов участвовать в совместной работе с органами государственной власти области и края по уточнению параметров расходов на переселение с подтопляемых территорий. Это нормальная лоббистская работа в интересах региона. Будем откровенны: те посёлки, которые попадают в зону затопления, – это депрессивные территории. Мы должны использовать этот шанс, помочь людям найти работу, получить новые условия жизни, новое качество социального обеспечения, медицинского обслуживания и образования для детей. Все депутаты Государственной Думы от Иркутской области должны приложить максимум усилий, чтобы пролоббировать интересы наших сограждан.
– Но что всё-таки в данном случае важнее: интересы государства, которому важно получить ещё один промышленный район-донор, или интересы граждан, которые, как иногда говорят, хотели бы сохранить традиционный уклад жизни?
– Я полагаю, нужно соблюсти баланс интересов. Статистика неумолима: население Иркутской области сокращается за счёт миграционного оттока. Уезжает молодёжь – наиболее активная и образованная, трудоспособная часть общества. Наша задача заключается в том, чтобы сделать жизнь в Иркутской области интересной для молодёжи. Чтобы молодые специалисты могли реализовать себя здесь, чтобы они здесь жили и работали, создавали семьи. Наша задача – сделать так, чтобы миграционные потоки шли, но в нашу сторону. Безусловно, строительство Богучанской ГЭС – государственный подход, абсолютно правильное управленческое решение. ГЭС и возникающие на её основе проекты – а помимо уже упомянутых это ещё и освоение газоконденсатных месторождений, железные и автомобильные дороги – создадут тысячи рабочих мест. Умножьте каждое на три (учтём членов семей работающих), и получим десятки тысяч людей, у которых будет достойная жизнь и уверенность в завтрашнем дне.
Беседовал Сергей ПАВЛЕНКО