Под крышей дома своего
Старушка решила приватизировать свою избушку. Уже более полувека только благодаря ремонту и уходу так называемый финский домик на улице Калинина в Иркутске, сколоченный из тоненьких дощечек, остаётся пригодным для проживания. Таких деревянных старожилов среди трёх сотен домов, построенных 60 лет назад в этом районе, остались единицы. Какая именно организация дала «добро» на заселение квартир, за давностью лет кануло в неизвестность. На вопрос «Кто давал землю?» не могли ответить Елизавете Иннокентьевне Неизвестных даже в архиве. Почти год хозяйка бесхозного дома обивала пороги различных инстанций, где могли бы помочь разрешить её вопрос. Положение усугубилось тем, что дом был реконструирован.
Ордер на квартиру семье Неизвестных выдали только через 16 лет после заселения. Муж умер рано, двух сыновей Елизавета Иннокентьевна растила одна. А когда один из них женился и переехал с семьёй к маме, решили из дощатой веранды сделать комнату. Для этого окно в кухне заменили на дверной проём и соорудили каркасно-засыпной пристрой. В эту комнатку на 13 квадратов и переехала Елизавета Иннокентьевна 22 года назад. И живёт там до сих пор. Кровать, шкаф, столик возле окна и печка в углу – вот, пожалуй, и всё нехитрое убранство её жилища. Но проверяющая комиссия, оценив преобразования, небрежно бросила: «Понастроили себе хоромы!» Узаконить изменение жилплощади без обращения в суд так и не удалось. Хотя с первого взгляда видно, что превращение веранды в жилую комнату «не нарушает права и интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан».
И начались мытарства. Елизавете Иннокентьевне в свои 80 лет пришлось собирать многочисленные справки и заключения, за каждую бумагу полагалось платить по 200 – 300 рублей, а то и больше. Дело никак не двигалось с места. Елизавета Иннокентьевна рассказывала мне, с каким неприкрытым равнодушием и безразличием относились чиновники к её делу, и голос её негодующе дрожал. Но вот речь заходит о судье Свердловского районного суда Сергее Куклине, в чьи руки попала наконец судьба бабушкиной избушки, и моя собеседница не жалеет слов благодарности. Сергей Александрович с участием отнёсся к проблеме, вставшей перед семьёй Неизвестных, дал делу ход, и мытарствам хозяйки домика пришёл конец. Судья признал за Елизаветой Иннокентьевной и её сыном право сохранить дом в перепланированном виде.
Наконец-то Елизавета Иннокентьевна могла вздохнуть свободно: главный бой за свой угол в доме, где прошла большая часть её жизни, выигран. Решительный бой, хотя и не последний. Старушка проходит по кругу те же бюрократические инстанции. Но теперь у неё в руках решение суда, её законное право. И Елизавета Иннокентьевна Неизвестных, забыв про все перенесённые трудности, чувствует себя победителем.
Фото автора