Потерянный Байкал
Название озера предлагают сделать национальным брендом
На неделе получила развитие тема, связанная с инициативой Института развития Дальнего Востока и Забайкалья присвоения Байкалу статуса национального бренда России. Не исключено, что использование слова «Байкал» будет регламентироваться или желающим использовать его в названии придётся раскошелиться. Однако окончательного ответа на этот вопрос представители Института развития Дальнего Востока и Забайкалья пока не дают. Региональные туроператоры, активно использующие это слово в названии собственных компаний, подвергли критике инициативу, а юристы отмечают, что зарегистрированные товарные знаки невозможно «отнять», а ограничения на использование наименования «Байкал» могут быть введены только федеральным законом. Между тем случаи национализации слова «Байкал» существуют на региональном уровне. Как минимум три компании сделали это слово своим товарным знаком.
С заявлением о том, что в ближайшем будущем Байкалу может быть присвоен статус национального бренда, в конце мая выступила сопредседатель Бурятского отделения «Деловой России» Нина Шодорова. Такую инициативу проявил созданный в апреле нынешнего года при администрации Президента РФ Институт развития Дальнего Востока и Забайкалья, представителем которого в Бурятии и является Нина Шодорова. Сделанное ею заявление несколько шокировало участников «круглого стола», который был посвящён привлечению инвестиций в Республику Бурятия. И быстро разошлось по республиканским СМИ.
Предлагая возвести бренд «Байкал» в статус национального, представитель Института развития Дальнего Востока и Забайкалья предлагает покончить с ситуацией, «когда одновременно существуют маленький магазин «чулки-носки» под названием «Байкал» и такие структуры, как «Байкалфарм» или ансамбль «Байкал», которые создают положительный имидж Бурятии за её пределами», – цитируют Нину Шодорову.
Ожидается, что от национализации бренда «Байкал» должны получать дивиденды Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Однако в институте пока затруднились сказать журналистам, каким законным актом определят правила на использование слова «Байкал» и кто конкретно скажет последнее слово в их разработке.
Между тем Вячеслав Плахотнюк подчеркнул, что пока словосочетание «национальный бренд» не имеет юридического содержания, то есть оно не прописано ни в одном законе. «Если будет закон, то должен быть разработан и соответствующий порядок возведения слова в статус национального бренда», – отметил он. Пока же наименование «Байкал» активно используется в наименованиях организаций, входит в состав товарных знаков и знаков обслуживания, упоминается в рекламе. Зарегистрированные товарные знаки невозможно «отнять» до истечения срока их правовой охраны. Ограничения могут быть введены только федеральным законом: в числе прочих потребуются поправки в Гражданский кодекс, законодательство о рекламе. Введение платы как обязательного публичного платежа – это вопрос законодательства о налогах и сборах, подчеркнул юрист.
Региональные туроператоры, активно использующие в названиях своих компаний слово «Байкал», поспешили раскритиковать инициативу в части возможного взимания сборов за использование имени озера или его ограничение. Руководитель пресс-службы «Гранд Байкал» Сергей Евчик считает идею превратить наименование природного объекта в бренд не совсем логичной. «Это создаст серьёзные проблемы для малых и средних предприятий, использующих в своих названиях это слово. Для создания федерального бренда необходимо будет зарегистрировать товарный знак «Байкал» и выдать заинтересованным лицам разрешение на его использование», – цитирует его агентство «Телеинформ». Генеральный директор ВИЦ «Байкал Инфо» Сергей Перевозников предвидит увеличение издержек туристических компаний, если государство станет монополистом в сфере использования этого слова. «Следовательно, туристические фирмы поднимут цены на путёвки. Если отказаться от старого названия, издержки всё равно увеличатся – за счёт того, что придётся продвигать новый товарный знак», – полагает он.
Генеральный директор туркомпании «Байкал Дискавери» Алексей Никифоров заявил «Телеинформу», что в результате создания федерального бренда «Байкал» могут быть ущемлены предпринимательские права туроператоров. «Мы уже вложили достаточно средств в продвижение названий своих предприятий, а значит, в какой-то степени вложили деньги и в продвижение бренда озера», – отмечает он. А директор туркомпании «Байкальские приключения» Анатолий Казакевич считает, что с туроператоров, у которых уже зарегистрирован товарный знак со словом «Байкал», вряд ли будут взимать какие-либо пошлины. «Хотя у нас в регионе такие фирмы можно пересчитать по пальцам. Что касается совсем мелких предприятий, каких-нибудь магазинчиков, за всеми ними уследить будет сложно», – сказал он.
В то же время национализацию слова «Байкал» можно наблюдать и на региональном уровне. В 2005 году Байкальский крейсерский клуб зарегистрировал слово «Байкал» как товарный знак сроком на 10 лет – до 7 февраля 2015 года. Однако 19 сентября 2007 года Палата по патентным сборам признала недействительной правовую охрану товарного знака в данном случае, сообщает Роспатент. Права в отношении использования бренда для телевидения закрепила за собой телекомпания «АС Байкал ТВ», права на английское написание слова «Байкал» – туристическая компания «Baikal Land».