В душу свою заглянуть
Персональная выставка Сергея Казанцева в выставочном зале областного художественного музея имени Сукачёва по сути стала его творческим отчётом. Посвящена она 45-летию художника и 20-летию преподавательской деятельности в Иркутском художественном училище.
Казалось бы, возраст для мужчины не- юбилейный, но для художника он знаковый. «Земную жизнь пройдя до половины», он становится мастером, у которого сформировалось мировоззрение, взгляды на жизнь. Сергей Казанцев в живописи реалист, придерживающийся академической манеры письма. Свои картины он сумел сделать пространством художественных образов со встроенными в них подтекстами-размышлениями, посещающими его во время письма.
Работу в Иркутске он начал по окончании Красноярского художественного института. Город полюбил с первого взгляда и до сих пор не жалеет, что не вернулся на родину – в уральский Магнитогорск.
Казанцев считает, что преподаватель обязательно должен быть практикующим художником. Не только на уроках, но и собственной практикой он обязан показывать ученикам пути развития и становления творчества. Его студенты сегодня работают во многих городах России и даже за рубежом. После Иркутского училища многие поступают в художественные академии Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря о Красноярском институте, который гео-графически и экономически доступен нашим студентам.
Из пяти выпусков, которые сделал Сергей Иванович Казанцев в училище, последние наборы, пожалуй, самые трудные. Молодёжь стала прагматичной, многие понимают, что живописью денег не заработаешь, практичнее поступать на дизайнерское отделение, т.к. полученная там профессия может дать в будущем стабильный доход. И всё же есть прирождённые художники, которым учиться интересно, и они полностью отдаются искусству, развивая талант, данный им от Бога.
Искусство живописи – вещь затратная. Художник сам должен покупать краски, холсты, рамы, платить за мастерскую, не полагаясь на быстрый успех. Казанцев и первое десятилетие жил только на зарплату педагога, которая, как известно, невелика. Покупать его картины начали, когда он отшлифовал своё мастерство. Сегодня у него есть имя признанного художника, отличающегося индивидуальным творческим мышлением.
На выставке Казанцев представил ретроспективу своих работ за двадцать минувших лет. Есть картины, написанные в год его приезда в училище и относящиеся к началу 90-х годов, знаменитых своей нестабильностью и поголовным выживанием всех и каждого. Одна из его работ так и называется – «Что делать?». На ней изображены дворники с лопатами в руках, беседующие у стен покосившегося деревянного дома. Художник мыслит в ней социально, ему небезразлично, в какой атмосфере растёт подрастающее поколение. В «Элегии», написанной в то же время, он изображает фигуру девчушки, стоящей у распахнутых ворот деревенского дома. Сзади — отчий кров, впереди — заснеженные просторы, уводящие ребёнка в мечты о невиданных краях.
На выставке Сергей Казанцев представляет работы, написанные на творческих дачах Подмосковья и Крыма во времена, когда поездки туда были доступны для многих сибир-ских художников. Показывает он и работы, этюды к которым делал в Китае и Монголии. В китайский Далянь его пригласили на мастер-классы в художественное училище и на пленэр. Он занимался со студентами и ездил с ними к берегам Жёлтого моря, которое поразило воображение красотой, вздыбленными волнами.
Поездки в Монголию стали возможны, когда наше художественное училище заключило договор с Улан-Баторским институтом изящных искусств о совместных пленэрах, которые поочерёдно проводятся на Байкале и в живописных местах Монголии. Монгольские пейзажи Казанцева, тщательно выписанные в деталях, подчас кажутся ирреальными. Так, например, марево раннего утра, пронизывающее воздух, может превратить пустыню в без-брежное море, а скалы – в гигантские руко-творные изваяния.
Пейзажи, написанные Казанцевым на берегах Байкала, не перепутаешь ни с чьими другими. Атмосфера, присутствующая в них, кажется чуть грустной или застывшей в глубокой задумчивости.
Запоминается «Автопортрет», который написан Сергеев Казанцевым совсем недавно – в 2008 году. Замечателен он не только тем, что повторяет, как в зеркале, оригинал. Написать портрет человека похожим на самого себя для художника не проблема, этим мастерством он владеет блистательно. Дело в другом – в его умении заглянуть в душу человека, выразить его «психологический жест». Как и природа Казанцева, его «Автопортрет» полон сосредоточенности, углублённого взгляда не только на себя, но и на мир, в который он пришёл, чтобы создавать красоту и творить добро.