издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Предположения по поводу

Комиссия по противодействию коррупции присмотрелась к процедуре банкротства

Открывая «круглый стол» «О мерах по противодействию коррупции при проведении процедур банкротства на предприятиях Иркутской области», организованный по инициативе комиссии по противодействию коррупции ЗС Иркутской области, председатель комиссии, депутат Законодательного собрания Владимир Потапов кратко подвёл итоги работы своих коллег.

За полтора года (комиссия образована в октябре 2006 года, а до этого в собрании с мая 2005 года работала депутатская группа «Антикоррупция») депутаты рассмотрели расходование бюджетных средств в национальных проектах «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса», приняли участие в организации Байкальского антикоррупционного форума. Комиссией были заслушаны отчёты о работе милиции, прокуратуры и суда по выполнению рекомендаций форума, рассмотрена ситуация, сложившаяся в муниципалитетах при оформлении нормативных актов по сдаче земли в аренду.

Рассмотреть практику банкротств комиссию вынудили подозрения, что до сих пор имеют место случаи банкротства предприятий не с целью неполучения долгов кредиторами, а ради передела собственности и захвата финансовых потоков. Владимир Потапов, со ссылкой на мнение руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению (ФСФО) Татьяны Трефиловой, оценил количество заказных банкротств в одну треть от общего количества процедур. Арбитражный управляющий Игорь Болдаков, приглашённый на «круглый стол» в качестве эксперта, подчеркнул, что сегодня комиссия не вправе утверждать, что в той или иной процедуре банкротства есть коррупционная составляющая, хотя бы потому, что судебных решений, которые бы устанавливали этот факт и называли виновных, сегодня нет. Комиссии остаётся предполагать – и для таких предположений есть все основания.

В России закон о банкротстве изменялся трижды – в 1993 году, в 1998-м и в 2002-м. Игорь Болдаков считает, что каждая редакция закона принималась под конкретные локальные задачи. Первый – просто закон; закон 1998 года давал возможность получить собственность группе, не успевшей к разделу при приватизации, а третий закон был принят, чтобы у тех, кто получил собственность, уже никто ничего отобрать не смог.

Среди недостатков действующего закона Игорь Болдаков отметил то, что в нём допускается контроль крупного кредитора над действиями арбитражного управляющего. В качестве иллюстрации он привёл историю банкротства Ждановского лес-промхоза в 2000 году (крупный лес-промхоз в Нижне-Илимском районе – прим. «ВСП»): «Подаёт на банкротство компания «Гута-Лес», вводится внешнее управление, внешний управляющий из Архангельска, в Рудногорске он был один раз. Собирается вся техника леспромхоза, закладывается в «Гута-банк», берётся кредит в три миллиона долларов. Кредиторская задолженность по обязательным платежам в Федеральную налоговую службу была 130 миллионов, а после этого кредита «Группа Гута» стала кредитором на 730 миллионов и получила решающий голос на собрании кредиторов». «Есть тут коррупция или нет? Признаки, похоже, есть», — резюмировал Игорь Болдаков. По мнению Болдакова, возможна организация в составе администрации Иркутской области комитета по финансовому оздоровлению и банкротству по аналогии с Федеральной службой ФО.

Среди других рекомендаций, сформулированных участниками «круглого стола», – принятие пакета законов, дополняющих «Закон о несостоятельности (банкротстве)». По их мнению, необходимы законы «Об особенностях банкротства предприятий ТЭКа» и «О дисквалификации руководителей», предусматривающие возмещение ущерба, нанесённого действиями арбитражных управляющих собственникам предприятий и кредиторам. В конечном счёте изменения должны послужить интересам общества, а не недобросовестным кредиторам и государственным чиновникам, желающим распределять имущество.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры