издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пару слов без протокола

В Общественной палате поговорили о местном самоуправлении

Проведённый на прошлой неделе «круглый стол» Общественной палаты, посвящённый обсуждению хода реализации 131-го Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», оставил, как принято говорить, неоднозначное впечатление. С одной стороны, это, пожалуй, первое мероприятие палаты, которое было проведено на достойном уровне, по крайней мере, с точки зрения организационной. С содержательной частью дело обстояло несколько сложнее.

Под сводами зала заседаний Законодательного собрания Иркутской области собрались члены Общественной палаты, представители администрации области, депутаты ЗС и, разумеется, мэры муниципальных образований. Среди участников не было заметно мэров крупных городов, зато руководители районных муниципальных образований были представлены довольно густо. Почтили своим присутствием достойный форум и московские гости – члены комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике Леонид Давыдов и Дмитрий Сладков. Впрочем, при ближайшем рассмотрении первый оказался питерским политологом, а второй – православным публицистом из Сарова.

Прежде чем заняться непосредственно местным самоуправлением, членам Общественной палаты предстояло выслушать приветственные слова – от Законодательного собрания и от администрации области. С администрацией вышла неувязочка. Сначала на «круглый стол» собирались пригласить врио губернатора Игоря Есиповского, потом вместо него ждали Сергея Сокола, а в президиуме в конце концов оказался внештатный советник губернатора Юрий Гуртовой. Гуртовой не только выступил с приветствием, но и познакомил присутствующих с планами администрации по реорганизации деятельности управления губернатора Иркутской области по региональной политике.

Юрий Гуртовой заметил, что постарается воздержаться от критики прежней команды, поскольку уверен, что «когда мы уйдём, нас тоже будет за что критиковать». В первую очередь он пообещал, что новая администрация установит мэрам и главам администраций пятьсот телефонов специальной связи (которые, кстати, уже закуплены), чтобы с ними можно было всегда связаться. Также муниципалитетам обещана «прямая компьютерная связь» с администрацией, поскольку на местах «покупают разного рода компьютеры» и администрация области озабочена вопросами безопасности информации, «особенно в период выборов». Уточнить, что Гуртовой понимает под «прямой компьютерной связью», а также какого рода информация может «утекать» из муниципальных образований, не получилось: советник губернатора покинул «круглый стол» практически сразу после своего выступления.

От выступления Леонида Давыдова собравшиеся в зале ждали, как минимум, взвешенной оценки хода муниципальной реформы на местах, ведь Давыдов член президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. К сожалению, докладчик ограничился тем, что познакомил собравшихся с рейтингом готовности российских регионов к реализации 131-го федерального закона, который Общественная палата России представила ещё в апреле этого года.

Рейтинг составлен на основе мнений экспертов из числа работников муниципальных органов власти, представителей региональных общественных палат, журналистов и специалистов в сфере местного самоуправления. В исследовании обозначены проблемы МСУ, которые не понаслышке известны большинству собравшихся: наличие противоречий в законодательстве, отсутствие достоверной муниципальной статистики, недостаток квалифицированных кадров, противоречия между региональными и муниципальными властями и необеспеченность полномочий финансами. К слову сказать, главы муниципалитетов об этих проблемах говорят уже не первый год, и похоже, что от того, что они ещё раз услышали о них с трибуны Общественной палаты, легче им не стало.

Что же касается рейтинга, то среди лидеров по готовности к реформе оказались Адыгея, Чувашия, Красноярский край, Ивановская, Омская, Тверская, Томская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий округ. К проблемным эксперты отнесли Республику Алтай, Карачаево-Черкесию, Карелию, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Кировскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Самарскую и Свердловскую области. Замыкают перечень регионы, не подготовившиеся к реформе: Краснодарский край, Калининградская и Московская области. Иркутская область в исследование не попала – наряду с Чечнёй, Дагестаном, Ингушетией и почему-то Москвой и Санкт-Петербургом.

Пожалуй, наиболее конкретным на «круглом столе» стало выступление Андрея Лаврова, заместителя председателя комитета по законодательству о государственном строительстве и МСУ Законодательного собрания Иркутской области. Он предложил посмотреть на проблемы местного самоуправления в разрезе конфликта интересов, возникающих между органами власти разных уровней. Многие предложения Лаврова вошли и в итоговую резолюцию «круглого стола». В частности, в этом документе законодателям предложено разрешить финансовые проблемы, возникающие у муниципалитетов в процессе паспортизации и регистрации права муниципальной собственности (но не указано, каким образом); также предложено предусмотреть в федеральном законе положения, позволяющие делегировать полномочия с уровня местного самоуправления на уровень государственной власти и в обратном направлении. Конкретно Законодательному собранию Иркутской области адресовано предложение принять дополнительные нормативные акты, регулирующие деятельность территориального общественного самоуправления.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры