Свобода движения
Очередная веха в эпопее строительства нового моста через Ангару
Бригады Мостоотряда-125 забетонировали две последние захватки «птички» на десятой опоре по низовой стороне иркутского моста. Это событие стало своеобразной вехой в эпопее строительства мостового перехода через Ангару, чего не скрывали ни заказчик, ни подрядчик, ни сами бетонщики.
– Последняя захватка на десятой опоре даст возможность открыть движение по полной длине низового направления, – отмечает главный инженер дирекции по строительству мостового перехода Павел Бычков. – А ещё, что немаловажно, позволит убрать временное ограждение на верховом направлении и открыть по нему трёхрядное движение.
– К этому событию мы шли почти пять лет, – говорит исполняющий обязанности главного инженера МО-125 Евгений Фирсов. – Как сейчас помню, первую захватку первой «птички» на восьмой опоре забетонировали 25 июня 2003 года…
Однако обо всём по порядку. Солнечным субботним утром приёмная комиссия в составе специалистов дирекции, технадзора и главного инженера проекта тщательно проверила укладку опалубки и арматурного каркаса и дала добро на бетонирование. Тут же прораб Анатолий Токарев связался с Шелеховским заводом ЖБИ и заказал бетон. Через час у тентового укрытия на мосту появился миксер с жидким бетоном. Он должен закачиваться для увлажнения (промывки) бетоноводов, чтобы по ходу работы гидробетон не застревал в трубах. А дальше по отработанной схеме: на площадку один за другим подходили 6-7-кубовые миксера, современный бетононасос без задержки перегонял их содержимое на высоту пятиэтажного дома, где бригады бетонщиков Сергея Васильева, Владимира Спирина и Сергея Бережного, не мешкая, распределяли бетон по элементам захватки, а затем оператор виброрейки выглаживал его до зеркального блеска.
– Евгений Михайлович, есть ли здесь те, кто участвовал в бетонировании самого первого пролёта на иркутском мосту? – интересуюсь у Фирсова.
– Конечно, – повернувшись в сторону работавших, Фирсов подозвал бригадира Сергея Бережного: – Сергей, кто был с тобой на бетонирование первого пролёта?
Тот помедлил секунду-другую и стал загибать пальцы левой руки:
– Андрей Каляев, Вадим Лепехов, Сергей Крапивин, Владимир Спирин, Николай Атавин, а ещё оператор виброрейки Анатолий Лагерман.
– А сколько времени потребуется на бетонирование обеих захваток?
– На две захватки нужно уложить 90 куб. м гидробетона, – без запинки ответил бригадир. – Думаю, за шесть часов справимся.
Угадал чуть ли не до минуты. И удивляться тут особо нечему. Опытнейший бригадир и почти вся сегодняшняя команда бетонщиков прошли более полутора сотен подобных захваток на семи «птичках» и знают весь расклад «от» и «до».
– Как намерены отметить сегодняшнее событие? – интересуюсь у Евгения Фирсова.
– Отмечать рановато. Требуется ещё свести две «птички» в единый пролёт, то есть сделать узлы замыкания. Это самое главное, можно сказать, венец всей нашей работы.
Другими словами, нужно состыковать 52-метровые крылья «птичек», распростёртых навстречу друг дружке с опор № 9 и № 11. Эта операция требует особой точности. Достаточно сказать, что после бетонирования каждой из 12 захваток «птички» проводились замеры по их пространственному положению (с учётом погодных условий, дневных и ночных температур, солнечной радиации), вносились корректировки и поправки. Чтобы сделать замыкание, необходимо последовательно произвести 22 технологические операции. Установить в месте стыковки и натянуть десять пучков (15 тонн) стальных канатов.
Окончательное их натяжение, соединение всех шести пролётов в единую плеть длиной 589 метров планируется завершить в середине июня. Остаётся последний итоговый этап – устройство проезжей части, рекультивация подмостового пространства в соответствии с нормами и требованиями экологических служб.
Работы здесь непочатый край, о чём напомнил заместитель губернатора по строительству Сергей Брилка на прошедшем в канун бетонирования последней захватки штабе стройки. Вице-губернатор подчеркнул, что все дела на мосту должны быть завершены в 2008 году. При этом заострил внимание на строительстве очистных сооружений правого и левого берега, пешеходного перехода на станции Академическая, подходов и развязок.
Фото автора и Николая БРИЛЯ