Депутаты отступились
И разрешили Игорю Есиповскому потратить 132 миллиона рублей
Региональный фонд «Развитие Приангарья» может прекратить существование. Такую возможность не исключил один из высокопоставленных чиновников областной администрации ещё накануне сессии Законодательного собрания Иркутской области. Казалось бы, полугодовая борьба депутатов за возвращение денег, уходящих мимо бюджета в фонд, завершена. Но в среду парламентарии сделали неожиданный реверанс в сторону новой администрации. На майской сессии они дали согласие на идею врио губернатора направить остатки средств со счетов фонда на олимпийские объекты, минуя бюджет.
Хотя неожиданным реверанс можно назвать с большой натяжкой. Две ветви власти на протяжении последнего месяца усиленно демонстрируют «понимание общих задач». Поэтому проверка фонда «Развитие Приангарья» Контрольно-счётной палатой (КСП), озвученная на парламентской контрольной комиссии две недели назад, явно уже «не в тренде». Она была готова в марте, когда парламентарии вели активную борьбу с администрацией Александра Тишанина. «По большому счёту, претензий к фонду со стороны проверяющих нет», – заявил заместитель председателя КСП Вячеслав Дормидонов. И тут же заметил, что некоторые траты аудиторы сочли «роскошью, не обоснованной документами». К примеру, евроокна из красного дерева в Харлампиевском храме, «потянувшие» на 36 тыс. рублей за 1 кв. м (рыночная стоимость квадрата пластиковых окон – 6-8 тыс. рублей).
Спортивные дары
В особую группу Вячеслав Дормидонов выделил пожертвования на объекты, которые параллельно получают деньги из областного бюджета. К примеру, не ясна судьба паромной переправы на остров Ольхон. В финансовых документах «одаренного» – ОГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» – нет никаких записей о том, что область участвовала в сооружении парома (по трёхстороннему договору генподрядчик – ОАО «ВСРП»). Для «ускорения сроков ввода в эксплуатацию» в прошлом году к 45 млн. рублей бюджетных средств были прибавлены 30 млн. рублей пожертвований.
9,9 млн. рублей фонд направил региональному управлению капстроительства (УКС) на завершение стадиона «Локомотив» (плюсом к 45 млн. бюджетных денег). А сам стадион до сих пор является собственностью ОАО «РЖД». Аудиторы КСП пока не нашли никаких документов, которые бы подтвердили, что «одарен» был именно УКС. Вячеслав Дормидонов напомнил, что по уставу фонда после перечисления средств одаряемому тот становится их собственником, а это означает, что все расходы УКС должны быть отражены в региональном бюджете. Иначе трудно будет области претендовать на какую-то долю в завершённом «Локомотиве».
Пожалуй, самый интересный случай – с Иркутским техникумом физической культуры (ТФК). В 2007 году на этот объект из областного бюджета поступило 50 млн. рублей, столько же – из федерального. И 166 млн. рублей УКС получил в виде пожертвований. В июне 2006 года Александр Тишанин и глава Росспорта Вячеслав Фетисов заключили соглашение о паритетном строительстве, которое должно было завершиться передачей объекта в областную собственность. А в марте 2008 года появилось новое соглашение, по которому объект завершает область, отдав 306 млн. рублей. И передаёт его в федеральную собственность. При этом как-то забылось слово «паритетный», поскольку за два последних года область вложила в ТФК 266 млн. рублей, а федерация – 100 млн. рублей. Взамен Росспорт обещает до 2011 года потратиться на 11 спортивных объектов. Правда, сумма, как считают в КСП, неадекватна тратам области на ТФК – всего 209 млн. рублей. Аудиторы считают, что в ТФК, пароме и «Локомотиве» должна быть определена областная собственность или хотя бы суммы компенсаций расходов областного бюджета. «Надо делать что-то сейчас, иначе эти деньги потом придётся догонять по разобранным рельсам», – заметил один из депутатов. Как сообщил «Конкуренту» высокопоставленный чиновник «Серого дома», вопрос по приобретению стадиона «Локомотив» будет решён в «ближайшее время». «Что касается ТФК, то здесь явное непонимание условий соглашения с Росспортом, – сказал он. – Действительно, мы внесли в список только те объекты, документация по которым была готова. Но в соглашении есть пункт, который допускает корректировку».
Фонд без головы
Вопрос, почему финансовый план пожертвований составлялся без учёта права собственности области на эти объекты, адресовать можно в Новосибирское СИЗО. Первым председателем попечительского совета (а именно он уполномочен составлять план) был экс-вице-губернатор региона Сергей Воронов, который находится сейчас под стражей по обвинению в мошенничестве. По уставу фонда план подписывает руководитель предприятия-учредителя. Что в августе 2007 года и сделала глава ОАО «Иркутская областная оптово-снабженческая аптечная база» Элеонора Калмакова. Она сообщила, что план ей представил её фактический подчинённый, исполнительный директор фонда Алексей Козьмин. А вот каким решением попечительского совета был утверждён этот план, не ясно. Существует только один легитимный протокол заседания попечительского совета – от 21 ноября 2007 года. На нём расходы утвердили, правда, уже с поправками, накопившимися с августа. Ревизионная комиссия в фонде не работала, поскольку, несмотря на требование устава, так и не была создана. Алексей Козьмин покинул фонд в конце марта. Как заявил он «Конкуренту», решение было принято потому, что объёмы работы в фонде регионального развития не позволили ему более совмещать две должности. Алексей Павлович сообщил, что не рекомендовал никаких кандидатур себе на замену.
Слухи о том, что фонд фигурирует в уголовном деле, в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Иркутской области не подтвердили. Алексей Козьмин, в свою очередь, предположил, что речь идёт о мартовском запросе депутата Антона Романова. Напомним: 17 марта Романов выступил с заявлением, что 12 марта 2008 года МВД России по СФО возбудило уголовное дело в отношении «ряда должностных лиц областной администрации» по ч. 4 ст. 160 УК РФ за «растрату или присвоение вверенного имущества в особо крупном размере» в отношении «неустановленной группы лиц». Новый директор фонда Алексей Алхимов от общения с «Конкурентом» воздержался.
«Щёлкнул по носу»
Около 140 млн. рублей должно было остаться на счетах фонда на 1 апреля, считают аудиторы КСП. 28 мая на сессии областного парламента глава контрольной комиссии Евгений Рульков сообщил, что комиссия отправила письмо к врио губернатора с просьбой направить остаток средств со счетов (132 млн. рублей) в областной бюджет. Коммунист настаивал на том, чтобы письмо было признано депутатским запросом. Однако спикер Виктор Круглов сообщил, что уже есть договор с Игорем Есиповским передать эти деньги, не заводя в бюджет, на олимпийские объекты, которые «провалила предыдущая администрация». «Я бы просил депутатов поддержать ту ответственность, которую я взял на себя, – заявил Круглов. – Мы ничего не выиграем, если устроим скандал». Новый взгляд парламента «перечеркнёт всё», что было сделано ранее по возвращению денег в бюджет, отметил Евгений Рульков. «Это же не команда воришек пришла», – парировал спикер.
Евгений Рульков получил неожиданную поддержку от Алексея Козьмина. Экс-директор фонда освежил память коллег насчёт разбора своего «персонального дела» и заявил, что будет голосовать за запрос. «Это твой личный каприз, ты решил щёлкнуть нас по носу?» – заметил Виктор Круглов. В результате 11 депутатов поддержали Рулькова, 20 проголосовали против. Депутат Гавриил Франтенко предложил переголосовать, поскольку он «не понял, за что голосуют», и, видимо, отдал голос не туда. «Признание вины облегчает участь», – успокоил его спикер. Список «олимпийских объектов» парламент так и не увидел – его обещали представить позже.
«Больше у нас таких фондов не должно быть. Их по закону не должно быть», – считает Виктор Круглов. Собеседник «Конкурента» в «Сером доме» тоже не исключает варианта, что фонд может быть ликвидирован, «как и любая другая подобная структура».