издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Открыть друг друга

Национальный вопрос не должен превращаться в национальную проблему

Вопрос о межнациональных отношениях в Иркутской области получил новое звучание после объединения области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Совсем скоро, в начале июля, Иркутск примет у себя Международный национально-культурный фестиваль «Алтаргана-2008». Это событие международного масштаба призвано дать новый толчок развитию и укреплению межнациональных отношений.

Между тем в области до сих пор нет нормативно-законодательной базы, регламентирующей сферу межнациональных отношений. Однако есть проект государственной концепции национальной политики Иркутской области. В феврале этого года в администрации Иркут-ской области состоялись общественные слушания, на которых был рассмотрен проект концепции национальной политики. В марте документ был одобрен советом Общественной палаты. В ближайшее время будет направлен на согласование главе региона.

Национальное бессознательное

Концепция нам нужна, чтобы чётко определиться, как государство видит национальную политику. Пока ясности в этом вопросе маловато. Федеральная концепция национальной политики была разработана ещё в 2005 году и с того времени блуждает по согласованиям, однако до сих пор не принята. Отношения в межнациональной сфере регулируются действующей концепцией, разработанной ещё в 1996 году. Естественно, документ давно уже морально устарел. За неимением чётко сформулированной, а главное, актуальной нынешнему времени государственной политики, многие регионы уже приняли собственные документы. Среди них и наши соседи – Красноярский край, Бурятия, Саха-Якутия, и целый ряд других территорий.

Проект Иркутской региональной концепции разработан управлением по связям с общественностью и национальным отношениям администрации губернатора Иркутской области. При его написании разработчики опирались на действующую федеральную концепцию, на проект новой, ещё не принятой концепции. Кроме того, учитывался и опыт соседей.

Документ должен обозначить общее направление движения при решении задач регулирования межнациональных отношений на региональном уровне. «Прежде всего он призван стать ориентиром для органов местного самоуправления, потому что именно там он наиболее востребован, – говорит один из разработчиков, руководитель управления по связям с общественностью и национальным отношениям администрации губернатора Иркутской области Сергей Коженков. – Национальная политика области является составной частью национальной безопасности страны, сохранения единого государства, обеспечения социального мира и согласия».

Россия изначально складывалась как страна многонациональная, такой и остаётся. И национальный вопрос в стране есть, хотя он и не стоит как национальная проблема. «Вроде бы все и признают, что национальный вопрос есть. Значит, есть и национальная политика, вне зависимости от того, осознана она или нет, – отмечает доцент ИГПУ Владимир Буханцов, также принимавший участие в разработке проекта концепции. – Проблема в том, что если политика не осознана, мы рискуем при её достижении совершить много лишних и не всегда эффективных действий. Поэтому чем быстрее мы определимся, тем лучше. Конечно, критика всегда будет. Но ведь проект – не застывшая форма, давайте вместе её корректировать».

Простые истины

«В основу концепции легли простые идеи, – говорит Владимир Буханцов. – Все мы находимся в российском политико-правовом поле, все мы – граждане РФ. Это аксиома, из которой следует, что национальный вопрос должен решаться в рамках базовых ценностей, заложенных в Конституции. По Конституции, ни национальность, ни вероисповедание, ни раса не дают человеку права жить по своим законам. Перед законом мы все равны – как граждане РФ». Когда люди приезжают в регион, они должны участвовать во всех процессах, которые происходят в регионе, не как представители определённых национальностей, а на основе личного гражданского представительства.

Однако здесь, так или иначе, приходится принимать во внимание такое явление, как формирование национальных диаспор. По мнению Владимира Буханцова, этот процесс может получить негативное значение, если допустить замыкание диаспор в себе. «Это один из главных рисков, способных превратить национальный вопрос в национальную проблему, – считает он. – Национально-культурные общности в этом случае пытаются быть выразителями всех интересов людей, объединяющихся по национальному признаку. Но любой человек, живущий здесь, в первую очередь – гражданин РФ, во вторую – представитель регионального социума и только в третью – представитель определённой национальности. Если мы будем национальность ставить на первое место, мы очень далеко зайдём».

Национально-культурная автономия не может брать на себя вопросы юриспруденции, выступать поручителем или, наоборот, наказывать кого-то только потому, что человек является представителем определённой национальности. Представительства должны выполнять общественные, культурные функции. Правильно понятый национальный вопрос – это в первую очередь вопрос формирования российского народа на основе гражданской идентичности.

Второй важный постулат, на котором базируется концепция, заключается в том, что все национальности должны иметь равные права и равные обязанности. Это утверждение в равной степени относится и к так называемым малым и коренным народам. «Один из принципов, заложенных в концепции, – это отказ от оставшихся с советских времён представлений о национальной политике как заботе о процветании и сохранении прежде всего малых наций и народностей, их самобытности, языка, культуры, – говорит Сергей Коженков. – Пора признать консолидирующую роль русского народа. Но при этом мы должны гарантировать государственную поддержку и признание самобытных традиций и культур всех народов, традиционно проживающих в России в целом и в Иркутской области в частности».

Владимир Буханцов видит здесь ещё одну проблему. По его мнению, один из рисков национального вопроса заключается в том, что власти до сих пор не повернулись лицом к общегосударственным проблемам. Проблемой национального уровня он называет то, что этнические русские очень плохо знают свой язык, свою культуру, историю, абсолютно не знают национальный быт. «Если системообразующий этнос не обладает должным уровнем самосознания и культуры, от этого будут страдать все, – уверен Владимир Буханцов. – Всегда должен быть некий стержень. Таким стержнем в России является русская культура. Через познание величия своей культуры, её мощи люди становятся русскими. Когда человек осознаёт, что принадлежит к нации великой, у него не возникнет чувства ревности, ущербности, когда он столкнётся с проявлениями другой культуры. Хватит нам стесняться своей силы».

Для сохранения национального потенциала в первую очередь нужно поднимать село. Исторически хранителем культурной традиции русского народа было крестьянство. Сегодня особенно важно дать возможность развиваться ремёслам и промыслам, вокруг которых естественным путём формируется дух. Государственной задачей становится поддержка производителя, который пытается национальные способы жизнедеятельности сохранять. Это и кооперация в любом виде, и ремесленные мастерские, и так далее. Концепция уделяет этому вопросу большое внимание.

«Алтаргана» и другие

Впрочем, всегда легко рассуждать о «высоких материях» и стратегических задачах. Гораздо труднее понять своего соседа, особенно если он другой национальности. На этой почве и рождается «бытовой национализм». Недавно в администрацию области приходил мужчина, жаловался на соседей-азербайджанцев. Они поселились этажом ниже и у себя на лоджии постоянно жарили шашлык. Весь дым шёл в квартиру к нашему герою. Управы на них он найти не мог нигде. Закон не запрещает жарить шашлык. При этом соседи-азербайджанцы даже не понимали, в чём дело, почему на них жалуются.

«Я думаю, задачей национально-культурных центров является в том числе разъяснение принятых у нас норм поведения, – говорит Сергей Коженков. – Руководители центров это понимают и многое делают в этом плане. Например, руководитель армянского центра Иван Адилханян постоянно выступает и перед своими соотечественниками, и перед соседями, ведёт большую просветительскую работу. Он всегда призывает земляков хотя бы попытаться понять культуру русского народа, принести пользу России своим трудом, не только самому заработать».

По поручению Президента РФ в ближайшем будущем всем субъектам предстоит сформировать у себя программы поддержки соотечественников за рубежом. Иркутская область тоже формирует такую программу. Очень большим был первый поток эмигрантов, уехавших в Австралию после революции 1917 года. Второй поток сложился в 90-х годах, когда покорять Австралию и Новую Зеландию отправились бизнесмены «новой волны». Возможно, мы попытаемся установить с ними какие-то культурные связи.

В деле формирования программы у Иркут-ской области есть небольшой задел. Уже два года Приангарье поддерживает отношения с сибиряками Крыма. Они так и называют себя – «Землячество сибиряков Крыма». В него входят около тысячи человек, для такой отдалённой территории это достаточно мощная организация. Причём возникла она, что называется, «снизу», без какой-либо государственной поддержки. Люди пытаются и на юге сохранить легендарный сибирский дух. Все мы где-то в глубине души считаем, что сибиряки – особая порода. У нас «сибирское здоровье», «сибирский характер». Вдали от родины смысл этих выражений чувствуется острее.

В июне в Крыму пройдут «Дни культуры Иркутской области». Драматический театр везёт туда спектакли по мотивам произведений Вампилова и Распутина. Отправится туда фотовыставка о Байкале. Вот такие связи с соотечественниками очень важны. «Но мы все прекрасно понимаем, что значит Крым для России уже на уровне государственном, – отмечает Сергей Коженков. – На сегодня Крым – наша пилотная площадка, где отрабатываются механизмы взаимодействия. С другой стороны, я убеждён, очень важно наладить такие же связи с Монголией. И делать это нужно быстрее. В этой стране живёт много выходцев из России, из Сибири. Монголия – наш ближайший сосед, а с соседями всегда лучше дружить».

Финансирование «национального вопроса» до сих пор обходилось области порядка 9-10 млн. руб. в год. Но в этом году, в связи с принятием нового бюджетного кодекса, оно срезано до 2,5 млн. Этих денег хватит на проведение буквально нескольких мероприятий и издание ежегодного альманаха «Созвездие дружбы». Фестиваль «Алтаргана» прописан в областном бюджете отдельной строкой. В рамках «Алтарганы» будет проходить фестиваль дружбы народов, который обычно проводится 12 июня. В рамках этого фестиваля планируется показать всё многообразие этносов, проживающих на Иркутской земле.

На проведение «Алтарганы» выделено порядка 27 млн. рублей. Пожалуй, Иркутск ещё не видел фестивалей такого уровня. «Жаль только, что пройдёт он в области всего один раз, – говорит Сергей Коженков. – Праздник будет большой, и всех иркутян хотелось бы на него пригласить. Все наши беды идут от непонимания. Мы плохо понимаем друг друга. А когда люди знакомятся ближе, узнают друг друга, такие моменты сглаживаются. Именно поэтому нам нужны мероприятия, подобные «Алтаргане». На них мы открываем друг друга».

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры