издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прогрессирующий недобор

Аларский район теряет славу житницы Приангарья

Старт весенней страды механизаторы сельхозпредприятий «Заречное», «Идеал» и «Маяк» Аларского района взяли как никогда рано. Причина в том, что нынче на этой территории сложилась необычная обстановка.

– Четверть века работаю в районе и не помню, чтобы когда-либо весной земля была такой сухой, – признаётся руководитель райсельхозотдела Николай Иванович Нефедьев. – Резко упал уровень воды в озёрах, в прудах. Возникли сложности с поением скота. Представляете, к апрелю все поля оголились, земля начала подсыхать. Когда такое было?! А поскольку массовый сев начинаем в мае, то все тревожились, в какую же почву ляжет семя.

И вдруг, как манна небесная, посыпался снег. В течение почти полутора суток шёл, поля снова побелели. Мокрый снег да на талую землю – это то, о чём только мечтать мог хлебороб. Почти всю влагу впитала почва, пополнились водой озёра. Больше надежд появилось у хлебороба.

Из беседы с Нефедьевым выяснилось, что в этом году будут засеяны зерновыми 36 тысяч гектаров пашни, а кормовыми – четыре тысячи гектаров. Последняя цифра насторожила. Почему так мало? Обычно кормовые культуры занимали почти такую же площадь, как и хлеба. По крайней мере ещё в 1992 году под зерновые здесь отводилось 58,6 тысячи гектаров, а под кормовые – 55,6 тысячи гектаров. Правда, то кормовое поле включало многолетние травы прошлых лет посева. Если говорить о том, сколько сеялось весной и летом на кормовом поле Алари, то всё равно площадь будет огромной – 36,5 тысячи гектаров. Таким образом, по сравнению с 1992 годом посев кормовых сократится почти в десять раз. Если сопоставить производство кормов тогда и сейчас, то, учитывая большие площади кукурузы и кормовых корнеплодов с весьма приличной урожайностью и высокой их питательностью, можно предположить, что в районе налицо 15-20-кратное сокращение производства кормов. И после этого мы спрашиваем, где молоко?

– У нас в районе всего три сельхозпредприятия из 14 занимаются производством молока, четыре сельхозорганизации – мясом, поэтому производимых кормов в общественном секторе вполне хватает, – говорит Нефедьев.

Оказывается, от бывшего дойного стада в 13 с лишним тысяч коров осталось немногим более 1200. Когда-то колхозы и совхозы имели свыше 48 тысяч голов крупного рогатого скота, теперь они держат всего лишь пять тысяч голов. Если раньше был один свиносовхоз («Идеал»), два птицеводческих («Александровский» и «Забитуйский»), то теперь о той специализации только воспоминания остались.

Таким образом, более чем десятикратное сокращение поголовья скота коррелируется с почти таким же ужатием кормового поля Алари. Но задумаемся теперь о более осязаемом. Что же мы потеряли от сокращений посевов и количества скота? Ещё в 1987 году земледельцы Аларского района произвели свыше 149 тысяч тонн хлеба. (Это был высокоурожайный год.) С каждого гектара получили тогда свыше 23 центнеров зерна. Урожай минувшей осени специалисты называют рекордным. Взяли в Аларском районе с гектара по 16,8 центнера (в зачётном весе). А всего сельхозорганизации и фермеры произвели 62 тысячи тонн хлеба. Если сопоставим с 1987 годом, то недобор составит 87 тысяч тонн.

Однако поражение на хлебном поле ещё не самое тяжкое. Если в 1987 году валовой надой в колхозах и совхозах района составил почти 36,2 тысячи тонн, то в минувшем – менее 3,3 тысячи тонн. То есть Аларь недодала почти 33 тысячи тонн ценнейшего продукта. Что это означает? Что из-за вырезания коров в одном только Аларском районе лишились натурального молока около 140 тысяч горожан (если исходить из нормы потребления в 230-240 килограммов). То есть каждый второй житель, например, Ангарска вынужден пить порошковое молоко вместо свежего и натурального из-за массового закрытия ферм в Алари. Мне могут напомнить про личный сектор селян. Мол, теперь туда большая часть дойного стада сместилась. Да, сместилась, но много ли имеет от этого город? В 2007 году было закуплено молока у населения 1700 тонн, или 6% от произведённого. В конце 80-х годов в личном подворье совхозы, колхозы и другие организации закупили 1500 тонн молока. То есть прирост составил 200 тонн. Стоило ли разрушать крупные фермы и комплексы, лишаться огромного количества продукции ради этих более чем скромных 200 тонн?

Не лучше ситуация и в мясном секторе. В 1987 году реализация скота и птицы на убой превысла 6870 тонн (в живом весе). Спустя два десятилетия валовой привес не дотянул и до 480 тонн. То есть недодано мяса свыше 6400 тонн, или 50 тысяч иркутян лишились возможности питаться свежим мясом, если исходить из официальной нормы потребления.

…Почти сорок лет назад, весной 1969-го, журналисты «Восточно-Сибирской правды» Вадим Горохов и Николай Хабитуев опубликовали статью под названием «Аларский долг». Район тогда был огромный, поскольку включал в себя и нынешний Нукутский, и производил огромное количество сельхозпродукции. Публикация касалась в основном производства и продажи хлеба государству. А район предыдущей осенью намолотил свыше 150 тысяч тонн зерна. (В минувшем году, кстати, весь Усть-Ордынский округ произвёл меньше). Однако и того немалого количества хлеба, которое было продано государству, оказалось недостаточно, план не был выполнен. Отсюда и статья с таким названием.

Главная причина падения в том, что государство по-настоящему не занимается сельским хозяйством. Отсюда его деградация и деиндустриализация. Двадцать лет назад аларские колхозы и совхозы имели свыше 1100 тракторов. Сейчас их в сельхозпредприятиях вчетверо меньше, причём основу составляют «ветераны». Если раньше район списывал и отправлял на переплавку сто с лишним тракторов и столько же получал новых, то в минувшем году со списанием не спешили, ибо новых приобрели всего четыре. То есть в в 25 раз хуже обновляется тракторный парк. Втрое ужался и парк комбайнов. Ситуация с поступлением новых – скверная.

Как ни много раньше было техники, но в старые времена директор или председатель не ломали голову над тем, чем её заправить. Например, в преддверии весенних полевых работ, на 1 марта 1989 года в район поступило с начала года около 2,2 тысячи тонн дизельного топлива, а на 1 августа 1988 года поступление солярки приближалось к восьми тысячам тонн. Эта цифра не окончательная, ясно, что солидные вливания были и в конце лета, и в начале осени. Во всяком случае из-за дефицита солярки ни комбайны не стояли, ни пахотные агрегаты. А что имел район в 2007 году? На все полевые и уборочные работы весной, летом и осенью Аларь смогла приобрести всего 3200 тонн горючего.

Любопытно, что даже в эпоху «застоя» колхозы и совхозы ощущали куда большую заботу о себе, нежели сейчас. Как рассказывает в своих воспоминаниях одна из работниц совхоза «Аларский» Клара Иринчеевна Матханова, под урожай 1964 года в её хозяйстве было внесено 1620 тонн аммиачной воды, 73 тонны азотной селитры, 20 тонн суперфосфата и 55 тысяч тонн перегноя и навоза. И произвело тогда одно это хозяйство 26,5 тысячи тонн зерна. Сопоставьте: 40 с лишним лет назад один-единственный совхоз произвёл 43% зерна от общего валового сбора всего Аларского района в «рекордном» 2007 году. Несколько позднее, в 1971 году, один колхоз имени Ленина произведёт 580 тонн мяса (в то время как в 2007 году общий валовой привес по всем сельхозпредприятиям района составит 480 тонн). В тот год он надоит (согласно расчётам) свыше трёх тысяч тонн молока, и это будет составлять 90% от валового надоя всех аларских сельхозпредприятий района в 2007 году. Вот такой получается «застой». И в основе успеха среди прочих причин было гораздо большее производство зерна и кормов.

В прошлые десятилетия Аларский район называли не иначе, как «наша житница», «флагман хлебного производства». Было за что. О некоторых факторах, тому способствовавших, говорилось уже выше. Назову ещё один – большая забота о повышении продуктивной силы земли. Ровно двадцать лет назад она приняла около десяти тысяч тонн минеральных удобрений (в пересчёте на 100-процентную питательность), причём свыше 5 тысяч тонн туков внесено было под зерновые культуры. Из общего количества больше половины пришлось на долю азотных удобрений, четверть – на фосфорные. Успешно работало тогда районное отделение Сельхозхимии. Его механизаторы совместно с отрядами плодородия колхозов и совхозов вносили ежегодно по 230 — 320 тысяч тонн органических удобрений. И земля готова была на заботу ответить богатым урожаем. Лишь бы дожди вовремя прошли.

К 2007 году хозяйства района так обнищали и в то же время цены на удобрения столь высоко прыгнули, что аларцы внесли всего лишь 707 тонн азотных удобрений в физическом весе, что в переводе на 100-процентную питательность не превысит, очевидно, и 300 тонн. По моим расчётам, если в 1987 году было внесено под зерновые культуры по 85 килограммов минеральных удобрений (в пере-счёте на 100-процентную питательность), то спустя 20 лет – всего лишь 8 килограммов 300 граммов. Или в десять раз меньше.

Итак, за годы реформ сельхозпредприятия Алари сократили производство зерна в два с лишним раза, молока – в 12 раз, мяса – почти в 20 раз. То, что случилось с бывшим флагманом аграрного Приангарья, характерно почти для всех районов. Больше того, уничтожено или почти уничтожено крупнотоварное производство сельхозпродукции в Жигаловском, Баяндаевском, Ольхонском, Казачинско-Ленском районах. В сложном положении находятся другие регионы. Вспомним прошлый год. Сколько радости он принёс хлеборобам! С высоких трибун говорили о рекордном урожае. Иркутская область без округа произвела 540 тысяч тонн зерна (в амбарном весе), а Усть-Ордынский округ – 166,5 тысячи тонн (в бункерном весе). То есть в совокупности было получено примерно 690 тысяч тонн в зачётном весе. А 15–20 лет назад, то есть в период 1986 – 1990 годы, среднегодовое производство зерна по Приангарью составило почти 1,2 миллиона тонн.

И если на такой низкий уровень мы упали в «рекордном по урожайности году», то что говорить о других периодах? Возьмём 2006 год. Он не самый худой был по погодным условиям, однако похвастаться многим не могли. В ту осень по всему региону удалось собрать всего 567 тысяч тонн зерна. Удручающий показатель. Даже в далёком 1940 году, когда страна, напрягаясь, готовилась к войне, и то колхозы и совхозы собрали 618 тысяч тонн. Работали без удобрений, пахали допотопными НАТИКами и ХТЗ, убирали прицепными комбайнами, а подчас и вручную, и тем не менее….

Такие сопоставления не понравятся иным руководителям. Но куда уйдёшь от полей, заросших чертополохом, покрывшихся дерниной или сосёнками да берёзками?! А их великое множество. Направляешься по Якутскому ли тракту, по Московскому, увидишь такое, что впору глаза зажмуривать. Но сколько можно с закрытыми глазами ехать?

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры