«Дело» БЦБК отправят на каникулы
Полугодовой конфликт вокруг ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК) сходит на нет. В конце апреля Министерство природы РФ предложило Федеральной службе по надзору в сфере недропользования (Росприроднадзору) перенести рассмотрение судебных исков к комбинату на август. По официальной версии, решение обусловлено тем, что на это время назначен запуск очистных города Байкальска, на сентябрь – перевод БЦБК на замкнутый цикл водооборота. Отсрочка свидетельствует о прекращении кампании против БЦБК, считают эксперты «Конкурента». Региональные власти называют это «победой здравого смысла», а политологи – завершением конфликта бизнес-интересов крупных промышленников.
Несогласованная отсрочка
29 апреля глава Министерства природных ресурсов (МПР) Юрий Трутнев предложил перенести рассмотрение судебных исков Росприроднадзора (РПН) к БЦБК на август. Как сообщил «Конкуренту» пресс-секретарь МПР Николай Гудков, такое решение министерство вместе с РПН приняли на последнем заседании комиссии по Байкалу. Трутнев подчеркнул, что странно требовать от БЦБК выполнения природоохранного законодательства, если запуск замкнутого водооборота намечен только на сентябрь 2008 года, то есть после ввода очистных сооружений Байкальска, рассказал Николай Гудков. Отсрочка касается двух исков – о возмещении ущерба в размере 4,044 млрд. рублей и приостановке деятельности комбината. Заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь на этот раз отказался комментировать предложение МПР, несмотря на сделанные ранее резкие заявления в отношении БЦБК. Однако отметил, что не видит оснований для отсрочки рассмотрения судебных исков до августа.
«Каким образом будет исполнено решение о приостановке процесса, пока не известно. Но иски отзывать мы не собираемся», — подчеркнул Гудков. В пресс-службе арбитражного суда Иркутской области рассказали, что ходатайства сторон об отложении исков пока не поступали, возможно, о них станет известно только в дни судебных заседаний – 20 и 22 мая. И.о. руководителя территориального управления Росприроднадзора по Иркутской области Александр Поляков сообщил нашему корреспонденту, что указаний по поводу отсрочки рассмотрения исков РПН он не получал и что «заявления о приостановке рассмотрения исков – это игра отдельных товарищей в МПР». По его словам, на судебное заседание 20 мая приедет представитель Росприроднадзора из Москвы.
Закон периодичности
В администрации Иркутской области с энтузиазмом восприняли идею Минприроды об отсрочке рассмотрения исков. «Давайте сначала выясним, что произойдёт после пуска канализационных очистных Байкальска и замкнутого водооборота на БЦБК. Необходимо мониторить ситуацию ещё как минимум один-два года», – заявил «Конкуренту» заместитель губернатора Виктор Долгов. По его мнению, в событиях вокруг комбината наконец появилась логика.
Региональных чиновников отнюдь не смутило резкое изменение позиции РПН в отношении предприятия. «Вы же помните, что время от времени конфликт с БЦБК то обостряется, то затихает», – сказал Долгов. Как вспоминает бывший директор Института экологической токсикологии имени А.М. Бейна МПР в Байкальске Елена Грошева, последняя крупная кампания против комбината была развёрнута в 80-е годы прошлого века. В 1987 году вышло знаменитое постановление Совета Министров, в котором было предусмотрено закрытие БЦБК к 1993 году. «Кстати, тогда тоже Распутин выступал (писатель Валентин Распутин в апреле поддержал идею экс-губернатора Александра Тишанина об эвакуации комбината. – «Конкурент»)», – рассказала Елена Грошева. В 90-е противники БЦБК затихли. По мнению специалиста, в советское время конфликты с БЦБК заканчивались ничем, поскольку это было оборонное предприятие. К тому же достоверно так и не выявилось влияние сбросов комбината на воду Байкала: слишком много воды и слишком незначительная концентрация веществ. «Сейчас предприятие уже не входит в число оборонных, но борьба всё равно прекратится, – считает Елена Грошева. – БЦБК очередной раз использовали как инструмент для лоббирования чьих-то интересов».
Большая перемена
К завершению конфликт начал подходить в середине апреля. «Пришёл новый губернатор (временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский. – «Конкурент») – и всё изменилось», – заявил руководитель службы по охране природы и озера Байкал Юрий Панасенков. С ним солидарен депутат Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик. «Перемена отношения к проблеме БЦБК произошла с появлением нынешнего руководства региона. Авторитет врио и кредит доверия к нему высок. Это повлияло на решения», – сказал он и добавил, что в ситуации возобладал «здравый смысл». В первые дни своего назначения Есиповский отказался поддержать курс предыдущего губернатора Иркутской области на остановку или эвакуацию БЦБК, призвав «не делать резких движений и огромное количество людей бросать в пропасть путём закрытия комбината».
По мнению политолога московского Центра национальной стратегии Дмитрия Верхотурова, Есиповский, приехавший из Москвы, пока не знает, что Иркутская область – один из наиболее активных протестных регионов, в котором общественные выступления направлены против целого ряда «проблемных» объектов, в список которых входит и БЦБК. Тишанин уже успел ощутить силу этого движения хотя бы на примере борьбы против ВСТО, чем и объясняется перемена его позиции в начале года. «Думаю, по мере накопления опыта Есиповский тоже поймёт, что с мнением общественности надо считаться, чтобы она ему не поднесла, к примеру, бутылку воды с нефтью или свинцовые трусы», – сказал Верхотуров.
Однако пока очевидно, что очередной скандал вокруг БЦБК подходит к концу, и «дело» БЦБК вряд ли вернётся из летнего «отпуска». «Точно не уверен, но всё к тому и идёт», – отметил Фалейчик. «Моё мнение, что ситуация рассосётся, – заявил Панасенков. – Для нормальных юристов она была высосана из пальца, а для экологического террориста Олега Митволя – нет. Ему сказали – он тут же выполнил команду. Теперь Митволь пошёл на попятную». Кроме того, как считает Панасенков, государство, владеющее 49% акций предприятия, всё равно не стало бы штрафовать само себя на четыре миллиарда. К слову, сумма для комбината явно неподъёмная. По информации члена совета директоров ООО «Лесопромышленная компания «Континенталь Менеджмент» (КМ владеет 51% акций БЦБК) Вадима Воронова, комбинат оценивается всего в 1,960 млрд. рублей, то есть в два раза меньше суммы искового требования.
Удары по бизнес-верхушке
Обострение и прекращение очередной кампании против БЦБК, по предположению экспертов, могло быть вызвано внутренней враждой олигархов. «БЦБК – карта, которая не настолько велика, чтобы стать козырной или даже крупной в политической игре», – считает политолог Олег Воронин. Согласно его гипотезе, за происходящим стоит совладелец «Норильского никеля» Владимир Потанин. Он попытался уязвить Олега Дерипаску (БЦБК входит в группу компаний «Базовый элемент», принадлежащих предпринимателю. – «Конкурент»), чья компания «РУСАЛ» в этом году закрыла сделку по покупке блокирующего пакета акций «Норникеля». «Стороны долго не могли договориться об условиях слияния, – сказал Воронин. – Для защиты своих интересов Дерипаска задействовал большое количество околоправительственных ресурсов. Возможно, кампания против БЦБК была контрходом Потанина». Политолог назвал поведение бизнес-верхушки в отношении регионального предприятия «обменом фланговыми ударами». Однако как только «РУСАЛ» в середине апреля фактически завершил приобретение акций «Норникеля», конфликт исчерпал себя.
Дмитрий Верхотуров также допускает, что эти противоречия и оказывали определённое влияние на ход событий, особенно на стадии принятия решений государственными органами. В частности, когда шла речь о получении комбинатом лицензии на водопользование. Но основным двигателем борьбы, по его мнению, было жёсткое неприятие иркутской общественности самого факта существования комбината на берегу Байкала. Эта позиция была чётко выражена ещё в те времена, когда ни «Норникеля», ни «Базэла» и в проекте не было.