Сыщики в законе
Никто не станет спорить, что успешное раскрытие преступлений зависит от своевременности и полноты проведения оперативно-розыскных мероприятий. Они помогают обнаружить орудия преступления и другие вещественные доказательства, похищенные ценности, выйти на подозреваемых.
Однако до принятия в 90-х годах прошлого века Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сыщики исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений фактически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в дисциплинарном, а то и в уголовном порядке. Более того, результаты оперативной работы не могли использоваться в качестве доказательств в ходе следствия и суда.
Проблемы применения их судами обсуждались на научно-практической конференции, организованной Иркутским областным судом и юридическим институтом госуниверситета. В «круглом столе» приняли участие представители судей-ского корпуса Приангарья, руководители следственных и оперативных подразделений правоохранительных органов, юридических факультетов вузов.
Открывая конференцию, заместитель председателя Иркутского областного суда Анатолий Лухнев подчеркнул, что в сфере правового регулирования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе решены далеко не все проблемы. Связано это в основном с пробелами в действующем законодательстве. Дискуссия, в частности, разгорелась при обсуждении вопросов о том, является ли «контрольная закупка наркотиков» провокацией со стороны сыщиков и допустимо ли использовать в суде в качестве доказательства взятки результаты «оперативного эксперимента».
По итогам научно-практической конференции были выработаны единые подходы к разрешению этих острых вопросов, затрагивающих конституционные права и свободы граждан.