Под весенний звон капели
В рамках Всероссийского фестиваля «Театральные каникулы» в Ангарске прошёл Всероссийский фестиваль детских и юношеских театров
Первый такой фестиваль в Ангарске два года назад назывался «Театральная капель на Байкале»; а второй, нынешний, – «Театральные каникулы на Байкале». Это значит, что фестиваль принял эстафету от «Театральных каникул в Калуге» – авторитетнейшего смотра молодёжного театрального движения в России, который существует уже больше 20 лет. Теперь запад России будет по-прежнему представлен раз в два года в Калуге, а всё Зауралье в нечётные годы – на Байкале. Таким образом, всероссийский фестиваль прирастает Ангарском.
Ангарск становится второй столицей фестиваля, и это естественно: наши юные артисты неоднократно были участниками и лауреатами калужских съездов – это детский образцовый театр «Росток» под руководством А.Говорина и, что особенно важно и вы сейчас узнаете почему, детский образцовый театр «Родничок» под руководством Т.Хамитова. Собственно, Хамитов и увлёк Российский дом народного творчества идеей продолжения фестиваля именно в Ангарске. Ангарчане готовы принимать фестиваль, у них есть всё для этого: здесь работает уникальный Детский театральный союз под руководством всё того же Хамитова; много народных театров, среди которых известные на всю Россию, существующие уже по полвека. «Чудак» под руководством заслуженного работника культуры России, почётного гражданина Ангарска Леонида Владимировича Беспрозванного и «Факел» под руководством заслуженного работника культуры России Александра Ивановича Кононова. Кононов сам собирает ежегодно на Ольхоне международную школу любительского театра (нынешним летом к нам собираются ребята из Германии, Литвы, других стран; кажется, даже из Южной Америки). На нынешнем фестивале Кононов был членом жюри. А Беспрозванный в подарок фестивалю показал пронзительный спектакль «Дети пишут Богу», который Ксения Тульчинская, представитель Российского дома народного творчества и тоже член ангарского жюри, страстно захотела нынче же летом показать на родине великого драматурга А.Н.Островского в Щелыкове.
Нынче приехали в Ангарск театры из Юрги и Гусиноозёрска, Улан-Удэ и Читы, Кемерова, Усть-Орды и Новоалтайска со спектаклями по Хармсу и Володину, Сент-Экзюпери и Шекспиру – 150 юных артистов! Они жили на базе бывшего пионерского лагеря, и вечерняя «офф»-программа была у ребят широко и прекрасно организована.
Основная программа фестиваля включала в себя не только показ спектаклей, но и подробное открытое обсуждение их жюри и участниками семинара – руководителями любитель-ских театров Иркутской области, которых было более тридцати. Председательствовала в жюри заслуженная артистка России Т.Уфимцева (Москва); кроме неё, А.Кононова и К.Тульчинской, членами жюри были иркутяне: профессор, театральный критик С.Захарян (С.З.) и представитель областного Дома народного творчества, главный специалист по любительским театрам В.Кирюнин (В.К.).
В. Кирюнин предлагает краткий обзор спектаклей, а С. Захарян дополняет его своими записями из дневника критика.
В.К.: Фестиваль радует разнообразием жанров: сказка, музыкальный спектакль, театр кукол, пантомима, открытая репетиция и т.д. Школьный театр (тоже отдельный жанр) здесь повторно, и нынче он привёз композицию по «Ромео и Джульетте».
Много ярких актёрских работ: отмечены отдельные роли практически во всех спектаклях. В «Ромео и Джульетте» это дипломы «За лучший актёрский дуэт». А в «Хармсинках» театра «Росток» чего только стоит исполнитель роли Вертунова (Павел Мазуренко)!
С.З.: Хармс – задание режиссёра Говорина себе и артистам – высшего класса сложности. Правда, название «Хармсинки» – как бы подстилка, чтоб не больно было ушибаться о великого абсурдиста (и это сказывается в некоторой прямолинейности игры в отдельных миниатюрах). Но само обращение к Хармсу – шаг вперёд у Говорина (помню, как на прошлом фестивале он жаловался на отсутствие «детской» драматургии). Вертунов хорош!
В.К.: Лауреатами стали артисты из усть-ордынского «Волшебного кольца»: ну, это естественно для спектакля, получившего Гран-при фестиваля (Алёна Матоева). Легко живётся этим артистам в Усть-Орде? Думаю, что не очень. Об этом говорилось и при прошлых с ними встречах. Там конфликт с окружающей жизнью выходил и в материал, и в тон спектаклей. А здесь театр «Гротеск» и режиссёр Н.Сафонова продемонстрировали свою весёлую несгибаемость – и победили. Они с доброй иронией смотрят на своих героев-«халявщиков» – простодушного Ваню и хваткую царевну Ульянку. Сами ребята совсем не «халявщики» – всё добывают и делают своими руками. Добрый урок: «халявка» – хорошо, но мы её не ждём и от неё не зависим.
С.З.: В «Волшебном кольце» пространство пустое, театральное, всё оформление работает, стиль подлинно русской сказки, остроумная музыка (поют блестяще а капелла); актёрский ансамбль – никто не теряется в массовке, у каждого разработан свой «урок» на сцене. Ваня (Анатолий Другов) трогательный, все органичны, есть умная самоирония у каждого.
В.К.: В театре «Родничок» (Гусиноозёрск, реж. Л.Волченкова) очень хороша работа по оживлению, присвоению куклы, взаимодействию куклы с «живым» актёром в «Маленьком принце» (актёрский диплом – Чениз Семушев за роли Пьяницы и Лиса).
С.З.: В «Маленьком принце» провальный Лётчик с монотонными приходами-уходами, два дивана в центре и ширма справа – лишние; вообще, действие сваливается вправо (режиссёр говорит, что «отрицательных» она не хочет помещать в центр сцены – не заслужили). Хороши дети (Принц-кукла; Лис, Пьяница); хорош финальный поклон (фронтально всё – и куклы наконец встретились: отсюда бы заново начать на пустой сцене). И какая это «притча», если она дотла расшифрована в программке: «о поисках друга и взаимопонимании взрослых и детей»?
В.К.: Я лично очень ждал приезда театра «Вокзалъ» из Читы: он запомнился яркой работой по зарубежной пьесе. То был пронзительный спектакль про подростков, которых делает «трудными» тупость и эгоизм взрослых. Теперь они привезли «Сказки цветущей сакуры» и завоевали диплом лауреатов первой степени и ряд дипломов за яркие, прежде всего мужские, актёрские работы. Столько фантазии необыкновенной, такое живое представление об экзотической стране. И при этом они не изображают японцев, а присваивают себе то, что им близко и чему нет национальных границ: добро и юмор. Интересна история возникновения этого замысла. На прошлом фестивале возникли, как всегда, разговоры о том, что нет детской драматургии. Тогдашний председатель жюри, заслуженный артист и педагог из Щукинского училища Родион Овчинников воскликнул: «А вот я читал на днях дочке японские сказки; каждая так и просится на сцену!» Это «попало» в режиссёра (Е.Домошенкина), и дальше материал «сам» пошёл руки: альбом про самураев в случайном книжном магазине, реквизит «по случаю» из близкого к Чите Китая и т.д. И получился через два года спектакль, обаятельный своим «лёгким дыханием».
С.З.: «Сказки цветущей сакуры» – ну, это приз победителя: юмор, пластическая техника, пространство дышит, реквизит производит впечатление натурального. И история существования не давит артистов: они от неё свободны.
В.К.: Интересна работа «Маленького театра» из Кемерова – «Муха-Цокотуха» (приз за лучшую режиссуру – Ю.Васильевой). Это спектакль про меня, про нас, про муки в режиссёрской работе с детьми. В простой работе – высказывание о театре по-настоящему. И приз актрисе в роли Ведущего – Мима (Аня Бычкова) – здесь мы, между прочим, совпали с решением Детского жюри.
С.З.: «Муха-Цокотуха». В начале – перебор с «чудесами» (шарики и пузыри от Мима, того, что справа). А та, что слева, работает истово, не останавливаясь: что-то она, как режиссёр, хочет подсказать своим артистам, а те явно заигрались. Борьба за роль, сели на первую строку Чуковского, никак с неё не сойдут, доходят до агрессивной толкотни. Спектакль раздражает, ошарашивает, Чуковский тут оказывается ни при чём: тут всё всерьёз, они пытаются понять самих себя на сцене. Получается репетиция, которую почему-то покинул режиссёр (Мима слева они не очень замечают). Да, вот так бы «развалить» Хармса или Шекспира – те бы выдержали такой напор, и яснее стала бы цель хорошего режиссёра – автора спектакля. Эта цель – не мораль, не набивший оскомину пересказ «Цокотухи», но театр всерьёз!
В.К.: Особый разговор – о «Двух стрелах», в центре которых в роли Вожака сам постановщик Тагир Хамитов. Сам факт «играющего тренера» уникален: любовь к игре не остыла у человека, много лет руководящего многими коллективами (а здесь ещё Тагир Романович в центре фестивального многолюдства). Спектакль стал лауреатом фестиваля: мастерская режиссура и отчётливый этический пафос.
С.З.: «Две стрелы». Отлично построенный, динамичный спектакль. Но он как бы не совсем «про меня» (и для меня, и для исполнителей): они, с подачи режиссёра, которому доверяют безоговорочно, излагают историю, мораль которой сформулирована заранее. А характер, подчинённый морали, – это скорее Розов, чем тончайший художник Володин.
«Считаю до пяти» М.Бартенева. Театр «Непоседы», Юрга, реж. М.Ситникова и И.Евтюшкина. Слишком много банального текста, топчущегося, как в вате. Зачем такое почтение к тексту? Вот ведь даже и Шекспира сильно сократили молодцы-кемеровцы. А тут…история про храброго Зайца и победу над Волком – не бог весть как оригинальна. И ведь обходятся в такой же истории в «Ну, погоди!» Волк и Заяц почти без слов. А ребята хороши, особенно Сорока (актёрский приз – Ирина Борисова).
В.К.: Были ещё «Пляши, куколка, пляши» по сказкам Андерсена – подарок фестивалю от ангарских детских театральных мастерских (реж.Т.Хамитов, лауреат специального диплома жюри за театральную педагогику); «Смех и слёзы» С.Михалкова из Улан-Удэ (реж. К. Бадмаева); клоунский спектакль «Простая история» А.Абрамова, театр «Маскарад» (Новоалтайск, реж. А. Абрамов, А.Абрамова, диплом за лучшее музыкальное оформление) – разнообразные, порой спорные картинки фестиваля. Был и «театральный урок» – «Репка» – истинно подарок фестивалю от 6-летних гениальных артистов школы № 8 (реж. Николай Щербаков).
Итак, Ангарск становится «Меккой» всероссийских «Театральных каникул» и хорошей школой режиссёров любительских театров. А для юных зрителей, до отказа заполнявших зал Дворца творчества детей и молодёжи на всех полутора десятках ярких, звонких, проблемных спектаклей в последнюю мартовскую неделю, это был неоценимый театральный опыт.