Розы в стране гипербол
Десять лет существует при Иркутском отделении Союза писателей России литературная студия «Лист». Областное литературное объединение стало тёплой пристанью для людей, не желающих тратить жизнь на сомнительные увеселения, навязанные молодыми лихими «перестройщиками» 90-х годов, искалечившими сознание подрастающего поколения несуразными и подчас даже вредными нововведениями.
В самом деле, первые «прихожане» на занятия лито в дом на Степана Разина представляли, в общем, невесёлую картину: неопрятная и даже расхристанная молодёжь с сигаретами и бутылками пива в руках вламывалась с улицы, чтобы громко выразить своё неприятие традиционной сути литературы, покривляться, поиздеваться над руководителем лито, как издевались над школьными учителями. Говорить с этими малограмотными «детками» на русском языке было бесполезно: меня не понимали. Их бедные головы были набиты Кафкой, каким-то примитивным японцем, в них царили Пелевин и Татьяна Толстая.
Как понимать этот искусственный язык – помесь тусовочного сленга с компьютерным? Кроме того, в их творениях решительно отсутствовали глаголы! «А чем же жечь сердца людей?» – в отчаянии вопрошала я.
Странно, но даже студенты гуманитарных вузов не имели понятия о рифме, о стихотворных размерах, о русской песне и вообще не знали ни строчки стихов. Бедные жертвы постмодернизма!
Но речь на наших встречах шла, тем не менее, о русской классике, о золотом веке русской литературы: о Пушкине и Жуковском, о Лермонтове и Тютчеве; о лучших поэтах серебряного века, прежде всего, о Сергее Есенине и Анне Ахматовой, о Клюеве, Гумилёве, Мандельштаме и Северянине… Само собой, мы читали и поэтов войны, и наших современников – Передреева, Кузнецова, Рубцова…
Расхристанные, поняв, что здесь их не боятся и им ничего не светит, исчезали навсегда, порой уходили в «другой Союз», а чаще – на свои «тусовки». Этих я не держала: пусть подобное стремится к подобному.
На занятиях литературной студии «Лист» надо было мыслить не вульгарными категориями одичалой толпы, а другим – «высоким строем», как сказал наш прекрасный поэт Василий Забелло. Потому что русская литература, а особенно поэзия, есть изящная словесность, а не место для излияния «фрейдистских» комплексов автора, его животных инстинктов.
Расхристанных было много, они приносили порой рукописи, от первого до последнего слова написанные в жанре «русский мат», и наблюдали: какая будет реакция?
Приходилось вступать с ними в магическое единоборство, где сила силу ломит, отбрасывать какого-нибудь «американизированного» Федю на хорошее расстояние, пользуясь тем же великим и могучим русским языком! Во имя спасения русской культуры и литературного языка, который махровые «перестройщики» решили превратить в дикарский сленг и даже собирались узаконить словарь эвфемизмов!
Одному Богу известно, сколько здоровья – душевного и физического – стоило мне это единоборство…
Часто в 90-е годы молодыми писались стихи-«страшилки» – стихи, полные суицидальных мыслей. Здесь была не только дань моде: дети, насмотревшиеся кошмаров в жизни и на экране, несли дух времени в своих неумелых писаниях. Приходилось становиться психоаналитиком – разуверять подростков в том, что это и есть смысл жизни человека, убеждать, что поэт должен нести в мир разумное, доброе, потому что горя у читателей и без того хватает. То есть приходилось учить их выживать психологически в том чудовищном мире, где ребёнок стал последней спицей в колеснице.
На фоне этой борьбы проявили себя и талантливые ребята, искренне любящие русскую литературу, знающие основы, не ниспровергатели вечных истин, а ищущие их, те, кто пытались по-своему обрисовать и проанализировать, причём интереснейшим поэтическим языком, своё время, свой мир.
Покружившись в каких-то своих кругах, к нам пришли Игорь Клошар, Женя Шикуева, Сергей Эпов из Иркутска, Вячеслав Тюрин из посёлка Лесогорск Чунского района, Катя Лангольф и Марина Шамсутдинова из Усолья-Сибирского.
И. Клошар, М.Шамсутдинова и С. Эпов издали по нескольку книг «за свой счёт» и с моими рекомендациями вступили в члены Союза писателей России.
Все поэты были опубликованы на страницах журнала «Сибирь» и, конечно, в альманахе для начинающих «Первоцвет».
Пусть пока эти ребята не являются опорой русской поэзии – они в пути, в поисках себя. После перестроечной затяжной болезни нравственности и культуры это естественно, но будущее, несомненно, за ними.
Марина Шамсутдинова окончила Литературный институт, Вячеслав Тюрин стал лауреатом Илья-премии в Москве, только что выпустил новый сборник стихов «Розы в стране гипербол» под редакцией Т. Суровцевой и при материальной поддержке департамента культуры и архивов Иркутской области.
Женя Шикуева по-прежнему пишет стихи и печатает их на сайте «Стихи.ru» в Интернете.
Вереницей шли в конце 90-х «прошлые» люди: лет 40 – 60, оставшиеся без работы, растерянные, полные горестных и благодарных воспоминаний о тяжко прожитой жизни, добрые, умные советские люди… Надо было утешать их, направлять по иному пути: им не хватало, конечно, мастерства и свободы в творчестве. Но и из этого сонма явились не ставшие писателями (надо было воевать, строить, детей растить) талантливые люди, авторы хороших рассказов, такие как Д. М. Калашник – забайкалец, участник Великой Отечественной войны с 15 лет. Одобренный писателем Евгением Суворовым, с моей обширной рекомендацией он активно печатался в иркутских газетах, занял третье место в конкурсе инвалидов войны, проводимом в Москве, сочинил и опубликовал десятки пословиц, поговорок, афоризмов…
Была, наконец, солидная публикация на тему войны в журнале «Сибирь» в 2007 году, написанная Дмитрием Максимовичем в соавторстве со старшим братом-фронтовиком.
Творчество «молодого писателя» М. Барыкова оправдывает утверждение: «В жизни всегда есть место юмору», но этот юмор порою горек до слёз… Его рассказы с удовольствием печатали газеты «Восточно-Сибир-ская правда», «Мои года», «Родная земля». У этих авторов свой читатель, ведь они – очевидцы и участники событий русской истории ХХ века, в их произведениях живёт суровая правда жизни, а это много дороже изысков стиля, сложносочинённого, но мало понятного языка.
С хорошими стихами пришла к нам Галина Ахметгалеева, чьё детство пришлось на военное лихолетье и прошло в Качуге. Это была искренняя, тонкая лирика, посвящённая добрым людям, природе и любви… Они не раз печатались в газетах, в журнале «Сибирь».
Разумеется, все начинающие поэты и писатели проходили через пристрастное обсуждение в нашей литературной студии «Лист» (название пришло исподволь и пришлось по вкусу молодёжи).
Кроме того, буквально каждому автору мы давали возможность высказаться, для чего устраивали творческие отчёты, даже творческие вечера на своих заседаниях, ведь некоторые ребята приходили с гитарами и исполняли собственные песни.
Особенно плодотворными были последние годы, то есть первые годы ХХI века. Из молодёжной среды после обсуждения на заседаниях студии откристаллизовались ныне уже знакомые читателю новые имена.
Например, завязалась у нас дружба с Дианой Шалтумаевой. Девушка пострадала в автомобильной катастрофе, приезжала к нам из больницы, но её полудетская философская проза – сказки-притчи, маленькие новеллы – радовала читателя своим жизнелюбием; Диана стала лауреатом конференции «Молодость. Творчество. Современность» в 2004 году. Её произведения появились на страницах коллективного сборника «Пусть будет музыкой любовь» и, конечно, любимого молодёжью альманаха «Первоцвет».
Стали появляться на наших занятиях одарённые поэты, не нашедшие отклика в прежние времена: Е. Кожевникова, Л. Синюкова (ныне Пежемская), та же Г. Ахметгалеева и другие.
Ныне литературную студию «Лист» представляют молодые ребята, а больше – девушки, женщины с хорошим образованием, кругозором, достаточно одарённые, а главное, преданные литературе. Люди, которым не надо объяснять, что такое размер стиха, рифма, эпитет, метафора и т.д. – то, что поэту и так понятно, а непоэт не поймёт никогда. Нельзя научить человека писать стихи, но можно показать, как нельзя. При этом надо сохранить стиль каждого, мироощущение, то есть творческую индивидуальность.
Долго ли, коротко ли, а сложилась, состоялась наша литературная студия, наш чистый «Лист». По-прежнему посещает студию М.Шамсутдинова; Наталья Камышова, истинный поэт, которую года два назад я привела за руку в редакцию журнала «Сибирь», ныне автор двух книг и член Союза писателей России.
Игорь Клошар ищет свою судьбу в Санкт-Петербурге, надеюсь, там он потеряет интерес к андеграунду и начнёт писать более осознанно, но не менее талантливо.
Посещавший литературную студию одарённый музыкант и прозаик Александр Турханов сейчас в Москве…
Студент юрфака Н. Мурынкин начинал несколько лет назад как писатель-сказочник, стал лауреатом конференции «Молодость. Творчество. Современность». Но детская литература долгие годы оставалась невостребованной… Ныне Мурынкин – профессиональный адвокат и автор симпатичных книжек «адвокатской прозы», которую с удовольствием печатает московское издательство ЭКСМО под псевдонимом Николай Воронцов.
На занятия литературной студии «Лист» в Дом литераторов на Степана Разина по воскресеньям собираются не менее 10 – 15 человек: читают новые произведения, обсуждают уже достаточно профессионально и стихи, и прозу, так как молодые прозаики тоже стремятся опробовать свои опусы на чтениях.
Недавно на студии появилась Елена Анохина – «готовый» детский поэт недюжинного таланта. Написанная ею книга стихов о детях, детстве, взаимоотношениях малышей и взрослых получила высокую оценку в Москве: Лена поступила в Литинститут на заочное и стала членом редакционной коллегии нового подросткового журнала «Крылья» под руководством Сергея Михалкова!
С нами замечательные литературные дамы, издающие свои книжки: Надежда Ярыгина, Юлия Подгорбунская. Поэт и прозаик Алексей Головко, иногда появляется Костя Корнеев, Ольга Андриянова, психолог и оригинальная поэтесса, Наталья Волкова и другие.
Наши авторы – педагоги, художники, психологи, экономисты, часто в одном лице. Работают, учатся, пишут, растят детей, печатаются по возможности. Даже в московских изданиях.
За десять лет через стол литконсультанта прошли сотни бескорыстных любителей писать стихи и прозу, говоря профессиональным языком, графоманов; пришло множество писем с произведениями, иногда невероятно сложными, отягчёнными знанием всевозможных учений, – надо было разбираться и доступно объяснять, почему это не является поэзией и даже просто стихами (а это не одно и то же). Приходилось немало ломать голову над ответами самоуверенным стихописцам…
Много ли на свете поэтов? А много ли в мире людей, понимающих, что такое поэзия? Увы, гораздо больше тех, кто балуется стихами, и – парадокс времени – бурно издаётся «за счёт спонсоров», дискредитируя своими бездарными книгами настоящую, великую поэзию.
Истинный поэт стремится через тернии к звёздам, а терний на этом пути…
Однако поэты были, есть и будут в России и у нас, в Иркутске.
Мне кажется, смысл существования всех молодёжных творческих объединений не столько в том, чтобы вырастить гения, а чтобы дать толчок затаившемуся таланту, чтобы творческий импульс не пропал, а молодые люди не чувствовали себя одинокими в мире.
В наши дни идёт борьба против этих объединений, против творческих союзов – «денег требуют»! Думаю, мы многое потеряем, если это «приведут в исполнение».
И не следует торопиться с оценками.
Как сказал русский гений Александр Сергеевич Пушкин,
«Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво».