издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Персона апреля: Юрий Желтовский

Отметивший в воскресенье 60-летний юбилей Юрий Всеволодович Желтовский безраздельно отдал хирургии 35 лет. «Хирургия – это образ жизни» – такова выведенная им формула, вобравшая профессиональный и просто человеческий опыт. В ней, ёмкой по форме и бескомпромиссной по сути, воплотилось всё: одержимость, с какой в начале 70-х годов прошлого века вступили на самостоятельный путь в медицине питомцы академика Всеволода Ивановича Астафьева; подвижничество, со временем ставшее мудрее, но не утратившее энергию молодости; физически тяжёлая, морально изнуряющая будничная работа у операционного стола и дерзость риска.

Как блестящий кардиохирург Юрий Всеволодович Желтовский чуть ли не ежедневно держит в руках человеческие сердца. В буквальном, прямом смысле этих слов, звучащих, однако, выспренно, несмотря на их сермяжную правду. Он же, человек немногословный и в эмоциях более чем сдержанный, обо всём, что касается личной работы и работы своих коллег, иркутских кардиохирургов, предпочитает говорить подчёркнуто приземлённо. К примеру, рассуждая о сотнях больных в Иркутской области, страдающих различными пороками сердца и нуждающихся в операции: «Это ведь не магазинная очередь, в которой все стоят затылок к затылку. Вперёд проходят те, чей насос, перекачивающий кровь, ждать не может». Или, раздражаясь на низкое качество, подчас на нехватку расходных материалов: «Ни один хирург не станет оперировать, если не обеспечен всем необходимым. Как-никак клапан в сердце вшить – это вам не пуговицу к пальто». А то ещё сетуя на отличие нашего российского менталитета от иноземного: «За рубежом больные поступают в клинику за два дня до операции, а у нас – за два дня до смерти».

В этой сентенции вся горечь врача, далёкого от поэтизации сердца, но знающего истинную цену каждой упущенной минуте, когда «резервы сердца заканчиваются». «Мы меняем клапаны, шунтируем, восстанавливаем кровоток, – говорит Юрий Всеволодович, – но сердце поменять мы не можем: всё нужно делать вовремя».

Да, сердца в кардиохирургическом отделении областной клинической больницы, которым доктор медицинских наук, главный кардиохирург Иркутской области Желтовский заведует с 1996 года, не меняют. Как, собственно, и во всём мире. Но счёт разновозрастных сердец, которым иркутские кардиохирурги продлили и продлевают жизнь, идёт на тысячи. Заслуженный врач России Юрий Желтовский не склонен вычленять из этой шеренги «своих крестников». Он механическим счётом никогда не увлекался. Предпочитает иные зарубки на памяти – освоенные и успешно им используемые у операционного стола новейшие, на уровне мировых методик, хирургические вмешательства в человеческие сердца. Десять лет назад первым в Сибири пересадил ксенобиологический (то бишь не механический, а сделанный из ткани животного, в частности, свиньи) протез сердца. Послеоперационные наблюдения показали, что к таким «запчастям» изношенные сердца пожилых людей приспосабливаются лучше, да и необходимость в приёме препаратов, разжижающих кровь, отпадает. Теперь эти операции могут делать все хирурги его отделения. Юрий Всеволодович первым в Восточной Сибири провёл на открытом сердце сложнейшую операцию при расслаивающей аневризме восходящего отдела аорты — патологии, уносящей, если её не предотвратить хирургическим путём, в первую очередь молодых. Такая вот очередная несправедливость судьбы. Сейчас подобных тяжёлых пациентов уже никуда не отправляют, оперируют в Иркутске.

Конечно, оперблок и реанимация в областной клинической больнице сегодня оснащены по мировым стандартам – как без этого оттаскивать от края небытия ещё вчера обречённых на смерть. Но что они могут, все эти дорогие и хитроумные высокие технологии, вне «человеческого фактора»: глубоких знаний, профессиональной интуиции и десятилетиями накапливаемого, а потому широченного по диапазону опыта! Да, личная привязанность Юрия Всеволодовича Желтовского, чьё имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России», – человеческое сердце. Но врачебные «свои университеты» сразу после окончания мединститута он проходил в Казачинско-Ленском районе в пору, когда там возводился посёлок Магистральный. Что, между прочим, отмечено медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Потом работал и в «неотложке», и в гастрохирургии, и в торакальном отделении, ибо всегда был убеждён в том, что, читая лекции студентам (а Юрий Всеволодович преподаёт в родном вузе почти столько же, сколько самостоятельно оперирует), нельзя замыкаться в узкой специализации.

Человек, хранящий память о романтике студенческих строительных отрядов, несущий ответственность за каждого прооперированного пациента, он не приемлет лишь одного – умиротворённого душевного покоя. Что и подтверждает каждым днём своей жизни.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры