Краденый интеллект
В минувшую субботу отмечался Международный день интеллектуальной собственности. По привычке интеллектуальной собственностью считают то, что нельзя положить на весы, откусить или погрузить в вагон. Однако иркутская таможня умудряется не только взвесить краденые плоды интеллекта, но и опечатать контейнеры, в которых они хранятся.
Отдел по защите прав интеллектуальной собственности Иркутской таможни существует чуть больше года, а его начальница Лидия Ширшова уже успела стать грозой контрабандистов. Если за весь прошлый год её подчинённым удалось выявить 12 тысяч наименований конрафактных изделий, то только за минувшие три с половиной месяца эта цифра увеличилась более чем в два раза. В списке нарушителей прав собственности лидируют производители спортивной одежды и обуви. «Благодаря» китайским соседям, такие мировые синонимы качества как «Nike» в одночасье стали наклейками на одноразовых тапочках и футболках.
Потуги со вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию породили такое ведомство как «Роспатент». Дабы законодательно защититься от плагиата, известным маркам полагается регистрироваться именно там. Парадокс в том, что даже солидные фирмы зачастую не отзываются на предложения таможенников (и структур, трудящихся на той же ниве) взыскать с интеллектуальных преступников за причинённый моральный вред. С последними нужно судиться, а «овчинка» зачастую не стоит выделки.
Автоматически из оборота изымаются только подделки брэндов, внесённых в так называемый реестр интеллектуальной собственности «Роспатента» и скопированный (по желанию правообладателя) таможенниками. Впрочем не стоит полагать, что «меч карающий» поджидает нарушителей только на границе. По словам Лидии Шировой, таможенники имеют право периодически посещать фирмы-импортёры, вновь и вновь проверять документы с товаром.
Но если зарубежные пользователи чужих торговых марок защищены от наших людей в зелёных погонах собственно границей, их отечественному собрату труднее избежать знакомства с соответствующими статьями в административном кодексе. Не так давно по обвинению в противозаконном использовании названия товара предстала уважаемая иркутская фирма. Всем были хороши их вафельки, но, оказывается, московские кондитеры «застолбили» наименование этой продукции многими годами раньше.