На пике возможностей
Нынешний год для ОАО «Иркутскэнерго» можно без преувеличения назвать знаковым: в январе энергокомпанией были максимально загружены мощности ТЭЦ, что позволило побить рекорд, установленный ещё в советские времена. «Компания работала на пике своих возможностей», – утверждает генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Сергей Эмдин. Новые условия отчётливо показали энергетикам, какими резервами они располагают и что нуждается в корректировке. Вторым итогом прошедшей зимы стало понимание того, что дефицит энергии, прогнозируемый на 2009–2010 годы, постепенно становится реальностью. О том, как компания планирует компенсировать рост энергопотребления и как менеджмент видит будущее «Иркутскэнерго» в ходе реформы энергетики, Сергей Эмдин рассказал ЕЛЕНЕ ЛИСОВСКОЙ.
Напряжённая зима
— Сергей Владимирович, нынешней зимой ТЭЦ «Иркутск-энерго» были полностью загружены, что позволило побить рекорд 10-летней давности и выдать мощность 3443 МВт. Какие факторы этому предшествовали?
– Действительно, нынешний год стал для компании знаковым. В него «Иркутскэнерго» вошло на пике и с такими показателями выработанной мощности, которых не удавалась достичь в течение долгого времени. Начиная с 90-х годов, наблюдался провал по мощностям, ведь многие промышленные предприятия либо совсем исчезли, либо сократили своё производство. Тем не менее, с 1999–2000 годов ситуация начала исправляться, и по количеству выработки электроэнергии «Иркутскэнерго» постепенно стало выходить на уровень советских времен. Кроме того, максимально загрузить свои ТЭЦ на полную мощность нас заставила и маловодность этого года. К примеру, ТЭЦ-10, которая уже лет 10 стояла незагруженной, в нынешнем году впервые в своей истории работала на максимуме – 1100 МВт мощности.
– Пришлось ли компании привлекать какие-то дополнительные ресурсы, чтобы достичь знакового порога?
– Такой необходимости не было, за нас всё решила совокупность экономических и природных факторов региона. Однако все сотрудники компании – и в головном офисе, и в филиалах – работали с полной отдачей.
– Можно ли говорить о проблемах, которые стали очевидны в этот период?
– Проблемы были, мы старались их оперативно решать. Самым неприятным моментом стали трудности с транспортировкой угля. Они возникли потому, что у угольщиков не было возможности перевезти по железной дороге необходимые нам объёмы. В итоге бывало и так, что в ноябре-январе запасов топлива на некоторых объектах хватило бы не больше, чем на семь дней. Но сегодня, я думаю, с приобретением нашими акционерами (ООО «Евросибэнерго». – «ВСП») компании «Востсибуголь» ситуация в корне изменится, мы сможем забыть о многих проблемах. КВСУ станет нам родственной структурой, хотя «Иркутскэнерго» и не будет ею управлять.
– Какие новые возможности получило «Иркутскэнерго» благодаря этой покупке?
– Раньше в собственности энергетиков было два разреза – Головин-ский в Усть-Ордынском округе и Ирбейский в Красноярском крае. Они обеспечивали энергокомпанию собственным углём на 10 — 15%. Сейчас, вместе с КВСУ, этот показатель составляет 90%. Теперь у «Иркутскэнерго» появилась возможность выстраивать планы по обеспечению сырьём на длительную перспективу. Мы получили главное преимущество – независимость от колебаний цен на рынке твёрдого топлива, сырьевую безопасность. Следующей зимой планируется выстроить замкнутую цепочку с аффилированными с компанией поставщиками угля. Оптимальная логистическая схема позволит энергосистеме даже в самое напряжённое время обеспечить себя углём, не прибегая к созданию глобальных запасов топлива.
Энергодефицит становится реальностью
– Каков ваш прогноз по энергопотреблению на 2008 год?
– Ожидается увеличение по сравнению с 2007 годом, в частности, за счёт того, что окончательно будет пущено производство на ИркАЗе. Уже сегодня можно говорить о росте выработки и отпуска электроэнергии. Так, в первом квартале 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, выработка электроэнергии увеличилась на 7% (составила 17216,7 млн. кВт/ч. – «ВСП»), а полезный отпуск – на 7,9% (составил 14392,5 млн. кВт/ч. – «ВСП»). Естественный прирост в Иркутской области будет довольно ощутим – как минимум 2-3%. Хотя и эти цифры могут увеличиться, если будет холодная зима. А в целом объёмы промышленного производства в регионе будут только возрастут, а значит, наши станции будут загружаться всё больше и больше. Придётся задействовать мощности, которые ранее не были загружены, увеличить пропорциональную нагрузку на теплогенерациях, эксплуатация и ремонт которых более затратны, чем на ГЭС.
— Прошедшая зима скорректировала прогнозы по энергодефициту в 2009-2010 годах, сделанные ранее?
— Они остались прежними. Но если мы раньше говорили про отдалённую перспективу, то сейчас мы просто ощущаем этот дефицит.
Поэтому наши планы по введению новых мощностей становятся очень востребованы. Если раньше они были скорее «теорией», «планами на будущее», то сейчас обретают реальность. «Иркутскэнерго» разработана программа по покрытию перспективного дефицита мощности. Она предполагает закрытие электрокотельных в Иркутске и Братске, что позволит высвободить мощность. Один из таких локальных проектов — открытие четвёртой тепломагистрали с вантовым мостом в Иркутске. Что уже позволило высвободить около 300 — 400 МВт энергии, которая раньше шла на отопление города, а сейчас может быть направлена на нужды промышленности. Сам Иркутск будет получать тепло от Ново-Иркутской ТЭЦ.
Компания запланировала строительство новых мощностей. Речь идёт о новом блоке на Ново-Зиминской ТЭЦ мощностью 330 МВт, новой угольной ТЭС мощностью 990 МВт, а также о строительстве новых газовых ТЭС общей мощностью 1200 МВт. Увеличить мощность мы планируем и за счёт реконструкции генерирующего оборудования. Мы подняли ранее существовавшие проекты, посмотрели, какие из них могут быть реализованы: на какой станции можно увеличить мощность турбины, на какой – котла и так далее. Таким образом, только в этом году мы планируем «насобирать» ещё 300 — 400 дополнительных МВт. Эти проекты относительно дёшевы, важно, что они могут быть выполнены достаточно быстро. Значит, часть этих мощностей получат наши потребители уже следующей зимой.
— Во сколько компании обойдётся программа по покрытию перспективного дефицита мощности?
— Источники финансирования комбинированные. Речь идёт о заёмных средствах и прибыли компании. В 2008 году, в частности, только по «Иркутскэнерго» инвестиции в поддержание и развитие мощностей, сетевого хозяйства составят порядка 6,4 млрд. рублей (в 2007 году эта цифра была чуть выше 5 млрд.), а если взять консолидированные затраты вместе с «Иркутской электросетевой компанией», то это все 12 млрд. рублей. Средства немаленькие даже на этом этапе. Но наша стратегическая цель – провести дополнительную эмиссию акций «Иркутскэнерго», вырученные деньги пойдут на более глобальные проекты, а это почти 90 млрд. рублей.
— Будут ли меняться планы компании в условиях энергодефицита?
— Не думаю, что произойдут революционные изменения. Планируется, скорее, эволюционное ужесточение требований, в первую очередь к персоналу. Потребуется дополнительное обучение как наших сотрудников, так и подрядчиков. Кроме того, ужесточатся требования ко всем технологическим процессам как с точки зрения качества, так и с точки зрения сроков. То, что раньше мы делали за месяц, будем делать за три недели, если раньше было время на доработку, доводку проектов, то сейчас такого позволить себе мы уже не можем.
«У нас свой путь»
— На презентации крупнейшего сетевого объекта, построенного за последние 20 лет, – подстанции «Ключи» в Шелеховском районе – вы сказали, что этот проект далеко не последний…
— Сейчас мы ищем способы начать реализацию проекта «Север». Он предполагает электрификацию севера Иркутской области и созвучен с задачей по объединению энергосистем Иркутской области и Якутии. Проект «Север» можно условно разделить на два этапа. Первый направлен на освоение потенциала газовых месторождений севера региона и юго-запада Якутии для строительства генерирующих источников. Стоимость его реализации – 7,85 млрд. рублей.
Второй этап предполагает постепенное увеличение мощности, а также напряжения генерирующих источников с 220 кВ до 500 кВ. Что позволит обеспечить надёжность и устойчивость работы северного энергоузла. Стоимость второго этапа оценивается в 22,78 млрд. рублей, а стоимость всего проекта составляет 30,6 млрд. рублей. Проект не может быть осуществлен только за счёт средств «Иркутскэнерго», поэтому сейчас изучаются возможности получения средств на его реализацию из инвестиционного фонда РФ.
Но чем дольше мы занимаемся этой темой, тем лучше понимаем, насколько она сложна, а её решение может потребовать больше времени, чем предполагалось. Поэтому часть средств мы собираемся получить из других источников, в частности за счёт платы за присоединение всех крупных потребителей, в том числе и с «Иркутскэнерго» в качестве генерирующей компании. В любом случае, наиболее проблемные участки на севере Иркутской области мы закроем, вне зависимости от того, получим деньги из инвестфонда или нет.
Вторая большая стройка – это Тайшетский узел, где возводится крупная подстанция 500/200 кВ, она будет связана со старой подстанцией. Мы планируем замкнуть этот узел на схему выдачи мощности Богучанской ГЭС. Будет продолжена и так называемая «губернаторская программа», в рамках которой, в частности, на условиях софинансирования был электрифицирован остров Ольхон, берег Байкала, некоторые северные районы области. В 2007 году мы реализовали по программе порядка 600 млн. рублей, из них 300 млн. рублей было потрачено на низкое напряжение, и 300 млн. рублей – на высокое. Полагаю, что этот объём финансирования будет сохранён и в дальнейшем.
— Тема реформы энергетики сейчас особенно актуальна для компании. Какие варианты реформирования «Иркутскэнерго» сейчас рассматриваются?
— Вариантов несколько. Но менеджментом компании предложен наиболее простой, который не противоречит ни международному опыту, ни российскому законодательству. Речь идёт о выделении из «Иркутскэнерго» нового, независимого от энергосистемы общества, с которым впоследствии будут заключаться долгосрочные договоры. Мы надеемся, что в апреле-мае будут проведены все согласования на правительственном уровне, будет принято решение, которое устроит как региональную и федеральную власти, так и энергокомпанию.
— Почему именно вариант выделения сетевой компании кажется вам наиболее оптимальным?
— Он может быть реализован в довольно прогнозируемые и короткие сроки. Некоторые варианты, которые также рассматриваются, затягивают реформу на полтора-два года. Мы же предлагаем сделать минимум, который будет соответствовать всем нормам законодательства и позволит в спокойном режиме планировать дальнейшее развитие «Иркутскэнерго».
— Насколько этот вариант является эксклюзивным для российской энергосистемы?
— У нас в определённом смысле свой путь, поскольку «Иркутскэнерго» не входит в структуру РАО ЕЭС России. Модель, выбранная РАО для своих предприятий, предполагает разделение всех видов деятельности и их продажу. Однако, как показывает международный опыт, после разделения рано или поздно происходит обратный процесс — сбор активов либо в холдинг, либо в аффилированные структуры. Ведь энергетика довольно болезненно переносит полное дробление. С другой стороны, нельзя сказать, что наш вариант эксклюзивный. По такой же модели планируют реформироваться и другие независимые компании – «Татэнерго», «Башкирэнерго», «Новосибирскэнерго». Они, как и мы, предпочли такой вариант как наиболее эффективный и наименее болезненный. И здесь просчётов быть не может ни для нас, ни для Иркутской области.