Рыночные страсти
Иркутские «базары» меняют места дислокации
Тема дальнейшего существования нескольких иркутских рынков вновь в центре внимания горожан и жителей окрестных деревень. Последний раз ажиотаж вокруг этой темы возник летом прошлого года со вступлением в силу Федерального закона № 271. По нему рынками могли именоваться только места, где цена товара определяется в момент заключения сделки купли-продажи. Ожидалось, что будет закрыта чуть ли не половина городских рынков. Однако по прошествии без малого года изменения коснулись в первую очередь рынков «классических».
К счастью, после непродолжительных разбирательств по поводу собственности Центральный рынок оставили в покое. Перемены и переезд ожидают Свердловский и Волжский рынки. Несмотря на протесты группы местных жителей и продавцов, в мэрии это называют практически свершившимся фактом. Свердловский рынок, или «Глазковские торговые ряды», существует более ста лет. Традиционно крестьяне из окрестных деревень продавали там животину, ремесленники – творения своих рук, немалую часть рядов занимал подержанный скарб. В советские времена достаточно было на входе купить копеечный билетик и торговать там чем угодно до закрытия.
Последние годы основную территорию заняли обычные павильоны с традиционным набором товаров, большинству же частников пришлось ютиться за территорией. К тому же с одной стороны «свердловчан» подпирает реставрирующийся Петропавловский храм. По словам начальника управления торговли комитета по потребительскому рынку администрации Иркутска Николая Блинкова, территорию рынка хотели застроить жилыми домами ещё в советские времена. Окончательно вопрос о переносе «рядов» был решён недавно, когда это место присмотрела администрация Свердловского района, много лет ютящаяся в аварийном деревянном доме.
Новое место уже выбрано. Городская администрация заявила, что 12 мая «Глазковские ряды» официально переедут на построенный с нуля Колхозный рынок, что на окраине предместья Марата. К слову, Колхозный уже принимает продавцов и покупателей с конца прошлого месяца. Пока что недовольны и те, и другие. Люди жалуются на неприятный запах расположенных неподалеку канализационных коммуникаций, трудности с проездом и отсутствие элементарного сервиса. Администратор рынка Наталья Казакова согласилась, что временами пахнет действительно неважно, но насчёт всего остального не согласна категорически.
— Рынок оборудован в соответствии со всеми требованиями. Есть туалет, остановка общественного транспорта буквально под боком. Кстати, вскоре появится остановка с одноимённым рынку названием, пешеходным переходом и соответствующими знаками дорожного движения. Имеются крытые прилавки, выезд для транспорта. Уже сейчас мы свободно можем принять пятьдесят продавцов. В ближайшие месяцы территория расширится более чем в пять раз, появятся второй заезд для тех, кто торгует с колёс, и несколько крытых павильонов.
Сейчас прелести Колхозного рынка оценили только жители Качугского тракта — им ближе и удобней до него добираться. Остальные, уверена Наталья Казакова, со временем тоже привыкнут к новому месту.
Ещё один из проблемных рынков находится на остановке «Волжская». Группа наиболее активных продавцов и местных жителей грозится вывести на акцию против его закрытия не менее трёх тысяч человек. Николай Блинков считает подобные заявления едва ли не провокацией. Он утверждает, что муниципалитет не может оставить рынок на месте при всём желании — земля принадлежит техникуму экономики и права. На освободившейся площадке они хотят построить стадион. Однако руководство заведения пошло навстречу и согласилось сдать в долгосрочную аренду под рынок территорию, которая расположена буквально через дорогу.
В целом, говоря о ходе реализации 271-го закона, Николай Блинков отметил, что уже удалось привести в соответствие с нормами большинство иркутских рынков. Попросту многие из них официально стали называться «группа магазинов».
Фото Николая БРИЛЯ