Магистральное направление
Как планируется решать проблемы развития транспортной инфраструктуры региона
«Увидеть, оценить, использовать», – такова идея завершившейся на прошлой неделе выставки «Транспорт и дороги Сибири. Сибавтосалон». В течение трёх дней в павильонах и на открытых площадках иркутского «СибЭкспоЦентра» посетители могли ознакомиться с образцами автомобильной и дорожно-строительной техники, мало известными широкой публике, послушать выступления участников «круглого стола» по самым актуальным проблемам развития транспортной инфраструктуры региона.
Дом на колёсах
– Иркутская область – уникальный регион, находящийся на середине железнодорожных и автомобильных путей, связывающих его со странами Юго-Восточной Азии, – сказал на церемонии открытия директор областного департамента жилищной политики, инфраструктуры, транспорта и связи Пётр Воронин. – В ближайшем будущем нам предстоит построить две железнодорожные магистрали. Одна из них соединит Западную Сибирь с Восточной (с окончанием в Усть-Куте), вторая – Иркутскую область с Якутией. Всё, что представлено на этой выставке, послужит освоению богатств, которыми располагают эти регионы.
– Приятно отметить, что с каждым годом растёт количество участников этой выставки, количество и качество дорожной техники, оборудования, запчастей, – подчеркнул в своём выступлении президент союза дорожников Иркутской области, генеральный директор ОАО «Иркутскгипродорнии» Анатолий Косяков. – С такой техникой мы сможем обеспечить строительство обхода города Иркутска, новых дорог и искусственных сооружений, которые будут служить надёжно и долго.
Начавшийся в России и регионе дорожный бум обозначился на 14 по счёту выставке. На открытых площадках и в павильонах экспонировались подъёмные механизмы, самосвалы, грейдеры, удобные для перевозчиков, автопоезда новейших разработок. Усовершенствованный трактор «Беларусь», со множеством различных функций и увеличенной мощностью, выглядел современно и привлекательно.
Удивил и коллектив ОАО «Иркут-ский завод дорожных машин», единственный из местных производителей, представивший свою продукцию – автогудронатор и универсальную ремонтную дорожную машину, которую специалисты окрестили «инновацией мирового уровня». Она оснащена сварочным аппаратом и аппаратом для сверления и бурения асфальта и железобетона, пилой для разделки швов, обрезки железобетона и металла… Словом, призвана выполнить весь комплекс работ по обслуживанию и содержанию дорог. Это первая модель с такими широкими функциями.
Особым успехом на выставке пользовался третий павильон, где разместился автосалон. В одном ряду красовались новинки мирового автомобилестроения: элегантный «Форд Фиеста», стильный «Фольксваген Джетта», сверхвыносливый «Мицубиси Паджеро» (неоднократный победитель ралли «Париж – Дакар»), красавцы-внедорожники «Ниссан» и «Ауди»… и германская прицеп-дача «Хобби престиж», длиной 7,5, шириной 2,3 и высотой 2,5 метра. В ней четыре спальных места, холодильник, газовая плита, духовка, кондиционер, биотуалет, душ, мойка… В мебель вмонтирована сервисная панель, с помощью которой можно контролировать работу всех осветительных приборов, поступление воды на кухню и в душ, работу отопительной системы…
– Куплен за 1 млн. 110 тыс. руб. уже в день открытия, – заявил менеджер по продажам фирмы «Тревел» Валерий Глазунов. – Есть претенденты и на второй экземпляр прогулочного дома на колёсах.
Выставка с блеском продемонстрировала торжество автомобильной мысли. Но для того чтобы она стала действительностью, нужны хорошие дороги, чем мы пока похвастаться не можем. О том, что для этого необходимо сделать и что нас ждёт впереди, речь шла на «круглом столе» «Проблемы и перспективы развития дорожной отрасли Восточной Сибири».
Финансовый шлагбаум
На сегодня протяжённость об-ластных автомобильных дорог составляет более 12,5 тыс. км, из них лишь 30% с капитальным типом покрытия. На части «гравиек» «дорожная одежда» полностью изношена, асфальтобетонное покрытие на некоторых участках разрушено до такой степени, что приходится переводить их в гравийные. Из 1249 мостов 95 находятся в аварийном и 266 в неудовлетворительном состоянии.
Особенностью формирования дорожной сети Приангарья является то, что около 30% дорог строились лесозаготовительными предприятиями по нормам лесовозных дорог и изначально не соответствовали по своим параметрам дорогам общего пользования. Земляное полотно на них практически отсутствует, дороги проходят в нулевых отметках, водоотвод не справляется при весенних паводках, что приводит к размыву полотна, смыву мостов и труб. Такие проблемы наблюдаются в Балаганском, Нижнеудинском, Усольском, Чунском, Братском, Нижнеилимском и ряде других районов.
– Причиной кризисного состояния является недопустимо низкое финансирование дорожных работ, – отметил в своём выступлении руководитель дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области Николай Карнышев. – Бюджетом области на содержание, ремонт и строительство в 2008 году выделено 1179,7 млн. руб., из них на содержание – 755,2 млн. руб., на ремонт – 93,6 млн. руб., на строительство – 331 млн. руб. Из федерального бюджета на стройку предусмотрено 302,7 млн. руб.
Острейшая ситуация сложилась с ремонтом и содержанием дорог. В настоящее время на 10% гравийных участков «дорожная одежда» полностью изношена. И удивляться тут нечему. Согласно нормативным межремонтным срокам, ежегодно подлежит ремонту 1500 км дорог, мы же ремонтируем 50 – 60 км, или 4% от требуемого.
– В нынешнем году предусмотрено отремонтировать 6,2 км автодорог (в 2007 отремонтировано 68 км), в том числе с асфальтобетонным покрытием 2,8 км (в прошлом году – 50,9 км), а также закончить работы по ремонту моста через р. Умбелла на дороге Усть-Кут – Уоян, – сказал Николай Карнышев. – Для снятия социальной напряжённости предусмотрен ремонт ещё двух участков – в Усть-Удинском и Тайшетском районах, а также устройство объездной дороги для ремонта аварийного моста в пос. Голуметь.
В период между ремонтами нормативное состояние дорог обеспечивается работами по содержанию. Средняя стоимость содержания 1 км дороги, согласно расчётам Росавтодора, составляет 141 тыс. руб. в год, фактически же выделяется в три раза меньше. На 2008 год выделено 96 тысяч, или 8 тысяч рублей на месяц. В зимний период на эти 8 тысяч предусматривается три раза в месяц делать очистку дороги, мостов и ограждений от снега, два раза подсыпку противогололёдного материала. В летний – планировку проезжей части гравийных и щебёночных покрытий, ямочный ремонт, планировку обочин, покраску ограждений, вырубку кустарника, замену знаков, очистку мостов. Отсюда бесконечно возрастающий недоремонт, перевод участков с асфальтобетонным покрытием в гравийные и далее – грунтовые. Кстати, красноярцы при аналогичной протяжённости выделяют 5 млрд. руб. из краевого бюджета, кемеровчане – 4,2 млрд. руб. на 6,2 тыс. км дорог. Мы же ограничиваемся одним миллиардом.
– Финансирование, в десять раз меньше необходимого, – какое это финансирование, – с грустью заметил Анатолий Косяков. – Дороги не содержим, а разрушаем.
Планом по строительству и реконструкции нынче предусмотрено девять объектов, восемь из которых являются переходящими, и один – вновь начинаемым. Реконструкция автодороги Еланцы – Хужир на участке 37 – 46 км в Ольхонском районе будет выставлена на аукцион в апреле.
По уровню развития сети автомобильных дорог Иркутская область значительно отстаёт от средних показателей по России. Протяжённость дорог с твёрдым покрытием в расчёте на 1000 кв. км в области составляет 12,7 км, в то время как по стране – 23,5 км, то есть отставание почти двукратное.
На вопрос о том, как выполняется принятая в 2000 году программа развития дорожной отрасли до 2010 г., президент союза дорожников Анатолий Косяков ответил: «Полтора года назад мы подали предложение губернатору о необходимости переработать программу, ответ получили, но движения никакого нет». Зато появилось Постановление администрации «Об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения». Согласно ему, в год подлежит капитальному ремонту 1080 км дорог, ремонту – 1109 км. Для их реализации в 2009 году необходимо выделить 24, 5 млрд. руб., в 2010 – 27 млрд. руб.
Трудно даже представить, что в 2010 году дорожники получат подобные средства. Да и не готовы они их освоить – нет ни проектов, ни кадров.
Начни сначала
На федеральных дорогах ситуация в отрасли выглядит иначе.
– Если в 2006-2007 годах на стройку мы имели 200 – 300 млн. руб., то нынче подтверждается финансирование в объёме 1,5 млрд. руб., то есть пятикратное увеличение, – не без удовлетворения отметил в своём выступлении начальник Упрдор «Прибайкалье» Александр Суслов. – Если в прошлые годы мы вели строительство на двух-трёх объектах, то нынче – на шести.
В управлении разработана поэтапная программа развития участков на М-53 и М-55 «Байкал» до 2010 года. На первом этапе – ликвидация гравийных разрывов между Тайшетом и Тулуном. К 2010 году завершится строительство 24-километрового Тайшетского обхода и примыкающих к нему участков дороги (1224 – 1251 км) и 20-километрового (1296 – 1320 км) Замзор – Камышет. С их вводом область получит без малого 60 км дороги второй технической категории.
На втором этапе – строительство обхода Тулуна, проектирование и прокладка участка дороги М-55 (26 – 106 км) с переходами через горы и перевалами по новому направлению. В рамках программы и сооружение путепровода на ст. Глубокая. Работы на нём начаты летом 2006, а уже нынче будет введён в эксплуатацию, что избавит автомобилистов от «пробок» и ДТП на железнодорожном переезде.
С декабря прошлого года развёрнуто строительство 24-километрового обхода г. Иркутска. И хотя работы на данный момент ведутся не на всех участках, что связано с переводом лесных земель в нелесные и оформлением земельных участков, заказчик уверен, что в конце апреля – начале мая процедура прохождения документов в Агентстве лесного хозяйства будет завершена и работы развернутся на всём участке – от Вдовино до Чистых Ключей. Объект сложный, тяжёлый. Одной земли потребуется подвезти и перелопатить 4 млн. куб. м. На трассе два моста: 38-метровый через р. Вересовка на въезде и 300-метровый Иркутный в районе пос. Баклаши. На входе и выходе – оригинальные путепроводные развязки. Ширина земляного полотна – 15 м, проезжей части – 8 м. Словом, дорога второй технической категории с двухуровневыми развязками. По планам она должна вступить в строй в 2010 году. Сегодня на десяти её километрах земляное полотно практически готово под устройство основания.
Из собственности Иркутской области передан и закреплён за Упрдор «Прибайкалье» участок автодороги «Вилюй», протяжённостью 668 км. Дорога попала в программу 2010 – 2015 гг., на её строительство, по информации Александра Суслова, будет выделяться порядка 4 млрд. руб. в год.
Нелёгкое это дело – начинать всё сначала, особенно в наше безденежное время. Но что поделать, если это необходимо людям, области, стране. Рыночный механизм – это механизм гонки на длинную дистанцию. По нашим дорогам эту дистанцию не преодолеть. Так что будем продолжать и строить, и ремонтировать, и обслуживать. Хороший автомобиль, хорошая дорога – это не только хорошее настроение, но и приличная экономия средств, которых сегодня ни на что не хватает. Всё это наглядно продемонстрировала прошедшая в Иркутске выставка.
Фото автора