издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шанс для высшей школы

Основная проблема, которая ожидает высшую школу в ближайшее время и которая по сути уже накрывает её, – снижение контингента учащихся. Количество выпускников школ уже в этом году при-близится к потребности вузов. То есть мы сейчас всех выпускников можем принять в вузы. Пик ситуации придётся на ближайшие два года. Как следствие, отдельные вузы не будут иметь достаточного набора. Именно этот факт станет определяющим в политике государства по отношению к высшим учебным заведениям.

Федеральное агентство по контролю в сфере образования и науки намерено проводить жёсткую политику по приведению качества образования к единым нормам и образовательным стандартам. В первую очередь ужесточения требований коснутся различных филиалов как государственных, так и негосударственных вузов, действующих на территории области. «Зачастую подготовка в филиалах не отвечает образовательным стандартам и качество образования, которое они дают, весьма сомнительно, – заявил директор департамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области Виктор Рыков. – Многие из них действуют без согласования администрации. Если филиалы не могут дать образование соответствующего качества, нужно лишать их лицензии». В филиалах и представительствах, как правило, не хватает «остепенённых» преподавателей, слабые библиотечные фонды, обучение ведётся на арендованных площадях. По словам Виктора Рыкова, уже выражено мнение администрации о нецелесообразности сохранения объёмов подготовки специалистов по юриспруденции и экономики в непрофильных вузах.

С этого года вузам предстоит также переход на двухуровневую систему подготовки, которая включает в себя обучение бакалавров и магистратов. В системе высшего образования по-прежнему останется и аспирантура и докторантура. В свете того, что в ближайшем будущем Россия намерена войти в Болонское соглашение, переход на двухуровневую систему подготовки выглядит неизбежным. Однако не все вузы области готовы перейти на новую систему обучения. Подготовка уже ведётся в ИГПУ, ИГУ, БГУ, ИГЛУ, ИрГУПС. Эти вузы с прошлого года работают по подготовке бакалавров.

Получив звание бакалавра, студент сможет решать, нужно ли ему подниматься на следующую ступеньку и продолжать образование или отправиться прямо на производство. Ещё одна дополнительная трудность в том, что сами промышленники смутно представляют себе, что это за птица – бакалавр. Распространено мнение, что бакалавр – нечто вроде «полуфабриката», который ещё нужно доводить до ума, где-то доучивать. Но с другой стороны, слишком распространена практика, когда на предприятие приходит «полноценный» молодой специалист, который отучился пять лет, а его нужно переучивать. Он не знает производства, не видел новой техники, не понимает корпоративных особенностей. В итоге компания несёт затраты. Между тем существуют государственные программы, и волей-неволей мы к ним перейдём. Россия входит в мировое образовательное сообщество, где отработаны схемы, под которые придётся подстраиваться и нам.

«В конечном счёте задача высшей школы на современном этапе – сделать образование качественным, – говорит Виктор Рыков. – Чтобы нас перестали наконец упрекать в том, что специалисты, которых мы выпускаем, не видели производства, не умеют работать на современной технике, а подготовку проходят «на макетах». Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы студенты проходили практику в реальных условиях, чтобы у высшей школы были контакты с предприятиями. Такой опыт в отдельных вузах есть, когда образование в каких-то точках смыкается с производством. Предприятия делают своего рода заказ на специалистов, и затем участвуют в их подготовке. Но это должно стать общей практикой».

По мнению специалистов, пора повышать престиж рабочих профессий. Тем более что квалифицированные рабочие получают на предприятиях зарплату нисколько не ниже, чем некоторые специалисты с высшим образованием. По всем прогнозам, в ближайшем будущем спрос на них будет только расти. Нужно, чтобы работодатель сам привлекал специалистов, строил жильё, например. По этому пути идут Япония и Корея, и у них накоплен очень хороший опыт.

Ещё одна тема, актуальная для высшей школы Приангарья, – создание федерального университета. Федеральные университеты уже созданы на Дальнем Востоке и в Красноярском крае. Основная проблема, которая мешает его созданию, – организационные трудности. Создание федерального университета прежде всего подразумевает интеграцию высших учебных заведений региона в мощный комплекс. Однако объединение нескольких вузов в один означает сокращение управленческого аппарата.

«Мы пошли по другому пути, – говорит Виктор Рыков. – Департамент поставил перед высшей школой концептуальные задачи. Мы предполагаем, что в течение двух-трёх лет в Иркутской области будут созданы университеты вертикально-интеграционного типа. Мы не станем объединять разрозненные вузы по горизонтали, как это сделано в Красноярске. Мы будем укрупнять вузы по вертикали». Такая схема возможна, особенно если учесть, что при требуемой численности студентов 30 тысяч человек, например, в ИрГТУ обучаются около 37 тысяч. В соответствии с вертикально-интеграционной схемой в структуру технического университета вошли геологоразведочный техникум и машиностроительный колледж. Получился целый университетский комплекс. Сейчас идёт процесс оформления документов, лицензирования специальностей. Такая же работа идёт с БГУЭП, ему тоже передан целый ряд техникумов. ИрГУПС в свой состав включил не только техникумы, но и высшие учебные заведения на территории Читы и Бурятии. В итоге там создана целая университетская империя по подготовке специалистов с центром в Иркутске».

Основным преимуществом, которое даёт вузу статус федерального университета, является высокий уровень финансирования. «В ближайшее время мы снова будем поднимать этот вопрос перед вузовским руководством и, думаю, найдём понимание, – заметил Виктор Рыков. – Отказываться от этого мы не должны. Потому что нельзя отказываться от шанса на развитие».

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры