издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Точечный» пейзаж

«Проблемы использования прибрежных территорий в городах» – такой семинар состоялся недавно в Иркутском техническом университете. Трёхдневный «мозговой штурм» учёных, инженеров, экологов, юристов был сконцентрирован на решении актуальной задачи: как сделать промышленный и неудобный для проживания Иркутск зелёным и чистым городом?

Нормативно-правовой акт «Землепользование и застройка в Иркутске», над которым работают сегодня в город-ской администрации, – документ во многом исторический. Он упорядочит формирование земельных участков, предназначенных для реализации конкретных градостроительных проектов. Иначе говоря, на смену градостроительному хаосу в столице Приангарья и её окрестностях придёт долгожданный порядок. Если, конечно, интересы проектировщиков, общественности и власти найдут точки соприкосновения. Будет ли построен в Иркутске город-сад?

Десятки ведущих отраслевых специалистов, собравшихся в конференц-зале ИрГТУ, говорили о серьёзных проблемах в использовании прибрежных территорий и градостроительном регулировании, сохранении водных и лесных экосистем города.

— Качество жизни людей в городах, регионах и странах принято определять с помощью так называемого индекса человеческого развития, принятого на уровне ООН. Этот индекс объединяет три важнейших показателя: уровень доходов, образования и продолжительность жизни людей, – отметил директор Ботанического сада ИГУ Виктор Кузеванов. – То есть фактически он отражает уровень социально-экономического развития региона. В 2006 году наша область по этим показателям была на 51 месте среди более чем 80 субъектов страны. При этом доходы и образование у нас одни из самых высоких, а вот качество жизни намного хуже. Для его улучшения надо сделать немало, в том числе обустроить парки, озеленить город, защитить реки, водоёмы, прибрежные территории от больших антропогенных на-грузок. Это имеет социокультурное и экологическое значение одновременно.

Водные ресурсы вместе с пойменными территориями составляют по данным Генплана 7,13 тысячи гектара, или 25 процентов всей территории Иркутска в границах городского округа. По словам председателя регионального совета Общероссийской общественной организации «Зелёные – 3000» Евгения Еремеева, самовольная застройка на берегах Ангары и Иркутского водохранилища с нарушением Гражданского кодекса РФ – давно обычное дело. Такие застройщики обладают, как правило, не только немалыми финансовыми возможностями, но и большим административным ресурсом, который используют для своего обустройства. Что делают в этих случаях органы власти? Обращаются в суд, чтобы признать эти постройки незаконными, подлежащими сносу, а земли – рекультивации? Ничего подобного. Контрольно-надзорные функции государства в этих случаях носят условный, обслуживающий характер. Проволочные заграждения, уходящие далеко в воду, частные причалы и пирсы, причудливые двух– и трёхэтажные строения и вооружённые охранники с собаками давно стали частью уникальных ангарских пейзажей, недоступных для отдыха простых горожан. А объекты, которые незаконно построены в прибрежных зонах, городская администрация принимает «по факту строительства».

О проблемах жилой застройки в прибрежных зонах некоторых европей-ских городов рассказал аспирант кафедры архитектуры и градостроительства ИрГТУ Александр Громов. Например, интенсивная система озеленения высокоурбанизированного Гамбурга естественно вписывается в его планировочную структуру. Бережно сохранён естественный зелёный ландшафт Стокгольма, который имеет протяжённую береговую линию. «Трудно не увидеть существенную разницу, сравнивая за-стройки прибрежных территорий в Иркутске и аналогичный европейский или американский опыт, – говорил Александр Громов. – На этом фоне территория Иркутска выглядит выжженным пятном, вокруг которого шумят таёжные массивы. У нас много проблем, но далеко не все имеют технический или финансовых характер. В отличие от того же Гамбурга, других российских и зарубежных городов, нельзя сказать, что в Иркутске царит полное взаимопонимание и единство архитекторов, общественных структур и чиновников. Наоборот, создаётся впечатление, что они враждебны друг другу».

С выводом, сделанным молодым учёным, трудно не согласиться. Недаром на семинаре часто звучало словосочетание «правовой экологический нигилизм», которое означает не только уничтожение жалких остатков зелёных насаждений в городе, скверов и парков, точечную застройку и самозахват прибрежных рекреационных зон, но и нашу обычную повседневность: заплёванные тротуары, «убитые» дороги, грязные подъезды, свалки и многое, многое другое.

Словом, как сказал организатор семинара, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства ИрГТУ профессор Андрей Большаков, «разрабатывая рекомендации по правилам землепользования в прибрежных зонах, мы хотим, чтобы управление и использование земель было ориентировано на экологию и интересы населения, вышло из тени и стало наконец-то открытым и прозрачным».

Проект «Правила землепользования на прибрежных территориях города Иркутска» сегодня дорабатывается учёными и специалистами. В дальнейшем, после одобрения депутатами городской Думы, он станет главным нормативным документом, на основании которого будет выстраиваться градостроительная политика прибрежных территорий. Надеемся, что этот процесс не затянется на годы, депутатский корпус примет решение в ближайшее время, говорили участники семинара.

В работе семинара приняла участие президент Международной федерации ландшафтных архитекторов, уполномоченный представитель Экологического суда Новой Зеландии, профессор Диана Мензис. Эксклюзивное интервью с нашей зарубежной гостьей – в одном из ближайших номеров газеты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры