издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сохранить гармонию

Реализацию одного из четырёх национальных проектов – «Доступное и комфортное жильё» – сегодня с уверенностью можно назвать одной из самых трудных. Виной тому тяжёлый пласт застарелых проблем. Это и недостаточные темпы жилищного строительства, и слабое развитие стройиндустрии и других смежных производств, и административные барьеры, тормозящие рост предложения, и отсутствие экономико-правовых условий, позволяющих среднему классу беспрепятственно решать проблемы с жильём.

Сегодня компания «Российские железные дороги» – одна из немногих в стране, которая разработала и реализует корпоративную программу по улучшению жилищных условий своих сотрудников. А также единственная коммерческая организация в стране, предоставляющая в пользование работникам «служебное» или «технологическое» жильё. Концепция жилищной политики ОАО «РЖД» рассчитана до 2010 года. На основе этого документа в компании были разработаны и реализуются две программы, благодаря которым железнодорожники могут решить свой наболевший жилищный вопрос.

Первая программа предназначена только для тех работников, которые непосредственно участвуют в технологическом процессе и которым необходимо проживать рядом с работой. Например, на служебное жильё могут рассчитывать электромеханики, диспетчеры, машинисты-инструкторы локомотивных бригад, начальники станций и другие. Впоследствии работник может выкупить служебное жильё в личную собственность.

Второй вариант предусматривает «корпоративную поддержку работников компании при приобретении жилья». В рамках этой программы работники получают от ОАО «РЖД» субсидии на уплату процентов по ипотечным кредитам. В результате молодые специалисты освобождаются от уплаты процентов в банке вообще, а для остальных категорий работников компании процентная ставка составляет 3,75% годовых, остальную часть процентов по банковскому кредиту оплачивает компания.

Основным участником реализации программы ипотечного кредитования с использованием механизма корпоративной поддержки является дочернее общество компании ЗАО «Желдорипотека».

– Инвестиционно-строительная компания ЗАО «Желдорипотека», дочерняя структура ОАО «РЖД», была создана в 2001 году для решения жилищных проблем работников федерального железнодорожного транспорта, – рассказывает директор иркутского филиала ЗАО «Желдорипотека» Александр Кобрин. – Филиалы компании находятся в 16 городах страны, в том числе у нас, в Иркутске. В 2007 году в рамках реализации программы ипотечного жилищного кредитования работников ОАО «РЖД» компанией было построено и продано более 3 тысяч квартир железнодорожникам, стоящим на учёте на улучшение жилищных условий. Из них 137 квартир приобрели в собственность работники Восточно-Сибирской железной дороги в объектах нового строительства ЗАО «Желдорипотека». Всего за время существования программы новое жильё получили более 10 тысяч семей железнодорожников.

Как отмечает заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Алексей Малыгин, в период 2003 – 2007 гг. свои жилищные условия за счёт ипотечного кредитования улучшили более тысячи работников ВСЖД. По итогам 2007 года корпоративная поддержка в виде ипотечных субсидируемых кредитов предоставлена 393 железнодорожникам. Но, несмотря на все усилия, предпринимаемые компанией, проблема обеспечения жильём работников магистрали всё ещё остаётся острой.

По информации профсоюзного комитета Управления ВСЖД, на сегодняшний день в очереди на улучшение жилищных условий по ВСЖД стоят более 2900 работников. В этом году планируется построить 100 квартир в Иркутске, 40 квартир – в Нижнеудинске, 34 – в Слюдянке, 65 – в Улан-Удэ. Таким образом, 239 семей железнодорожников смогут отпраздновать новоселье в новых квартирах.

Одним из приоритетных проектов дороги в 2008 – 2010 гг. является строительство жилого комплекса на Кайской горе в Иркутске. Здесь, на территории детского лагеря «Юный Сибиряк», было запланировано по-строить пятнадцать девяти- и 14-этажных домов. Возведение этого квартала поможет решить жилищную проблему для 1,5 тысячи иркутских семей. Участок земли общей площадью около 4,7 га принадлежит ОАО «РЖД». Он граничит с Ботаническим садом Иркутского госуниверситета и биосадом Иркутского педагогического университета (согласно официальным документам, «Лыжная база» ИГПУ).

«Но представителей университетов и экологов, – говорит Александр Кобрин, – не устроил тот факт, что жилой комплекс будет располагаться в непосредственной близости от сосновой рощи. Хотя под строительство жилого комплекса планируется задействовать территорию бывших корпусов лагеря. Мы провели топографическую, подеревенную съёмку, тщательно изучили ландшафт и проанализировали все его особенности. Ни одна из реликтовых сосен не будет срублена во время строительства. Более того, предполагается озеленение комплекса – мы планируем посадить на территории новые деревья. На саму Кайскую рощу никто посягать не собирается, потому что граница участка, принадлежащего ОАО «РЖД», не вторгается на территорию лесного массива. Жилой комплекс будет строиться на самой окраине рощи и никоим образом не нарушит её гармонии».

«Ещё один довод противников строительства, – продолжает Александр Кобрин, – наличие на территории Кайской рощи древних захоронений – опроверг Центр сохранения историко-культурного наследия Иркутской области (ЦСН), который согласовал проект застройки без каких-либо проблем. Специалисты центра провели все необходимые археологические исследования и не нашли исторических ценностей на территории лагеря».

Территория для строительства нового жилого комплекса была выбрана ВСЖД неслучайно. Во-первых, эта земля – собственность ОАО «РЖД», которая в настоящее время никак не используется: детский лагерь уже несколько лет не действует. Значит, отпадает необходимость покупать или арендовать землю, что существенно сокращает инвестиции в строительство. В итоге уменьшается и стоимость квадратного метра жилья, которое становится действительно доступным. Во-вторых, жилой квартал будет расположен очень удачно относительно железнодорожной инфраструктуры: совсем недалеко, на 2-й Железнодорожной, строится здание Управления ВСЖД, в этом же районе находится вокзал станции Иркутск-Пассажирский, депо, станция Кая, больницы, школы и детские сады. Желание руководства железной дороги строить удобное и недорогое жильё для своих сотрудников в непо-средственной близости от их рабочих мест вполне понятно.

Но даже несмотря на все преимущества строительства жилого комплекса именно в этом районе, на ВСЖД готовы рассмотреть другие варианты. Ректору ИГУ было предложено обменять участок, примыкающий к роще, на землю в микрорайоне Университетский (равнозначную по стоимости и площади), принадлежащую госуниверситету. Сейчас железнодорожники ждут ответа на это предложение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры