Салат второй свежести
Медицинская статистика утверждает: пять процентов угрожающих здоровью веществ мы получаем вместе с воздухом, пятнадцать – через напитки, а восемьдесят – с едой. Часто причиной кишечных заболеваний становятся салаты, продаваемые на развес.
Многочисленные проверки свидетельствуют: эта продукция далеко не всегда соответствует требованиям гигиенических нормативов. По данным лабораторных исследований, в прошлом году по сравнению с предыдущим некачественных проб оказалось на 5% больше. Их доля составила 14,9%. И первое место среди небезопасных продуктов занимают салаты и кулинарные изделия, приготовленные в цехах супер- и гипермаркетов.
Естественно, это вызывает тревогу надзорных органов. Ведь готовые блюда пользуются большим спросом у населения.
Специалисты управления Роспотребнадзора проверили супер- и гипермаркеты области. Результаты неутешительны.
Например, в цехах ООО «Шинок», «Бонус», которые поставляют свою продукцию в универсамы «Окей», «Цезарь», «Бонус», выявлены грубые нарушения технологии приготовления сложнокомпонентных салатов и кулинарных изделий. В ООО «Бонус-производство» в Братске и «Кентаврстрое» в Ангарске в одной холодильной камере хранились салаты и сырое мясо, тара и разделочный инвентарь не были промаркированы. Повсеместно обнаружены нарушения при транспортировке и реализации товара. При продаже готовых блюд в «Бонусе», «Слате», «КЭШ энд КЕРРИ», «Окей» на этикетках не было даты изготовления. Покупателям продавали товар с истёкшим сроком годности. Не на каждую партию имелись удостоверения качества. Контейнеры, в которых доставлялась еда, неплотно закрывались крышками. Сложнокомпонентные салаты поступали в торговлю уже заправленные майонезом. Срок их хранения по нормам – всего шесть часов. Однако эти блюда отправляли в отдалённые города.
По результатам проверок заведено 18 административных дел. На руководителей наложено 60 тысяч рублей штрафов. В Братске прекращена выработка салатов и кулинарных изделий в ООО «Бонус-производство».
Виновным управление Роспотребнадзора выдало предписания. Предложены конкретные меры по улучшению ситуации. Повторные проверки показали, что они выполняются. Вместе со специалистами надзорных органов я побывала в супермаркете «Слата» (Иркутск, улица Карла Маркса, 21).
– В прошлый раз мы выявили здесь нарушения сроков реализации готовых блюд, неудовлетворительное санитарное состояние помещений, – рассказывает заместитель начальника отдела по надзору за питанием Наталья Игумнова. – Все нарушения устранены.
– У нас вырабатывается около 50 наименований горячих блюд и около 40 – салатов и гарниров,– поясняет директор магазина Ирина Мунтян. – Салатов готовим по полтора-два кило-грамма. Если не хватает, ещё делаем по мере необходимости. Реализуем в этот же день.
На витрине действительно разнообразие салатов и вторых блюд. К продавцам очередь.
Наталья Игумнова проверила срок годности каждого блюда, предлагаемого покупателям. На сей раз все они оказались свежими. В книге жалоб и предложений записей немного. После каждой жалобы – запись о принятых мерах. Есть и хорошие отзывы: «Отменный ассортимент и приличное качество товаров. Блюда свежие и вкусные». Всегда бы так…