Исторический максимум
Иркутск на протяжении последних лет фигурирует в числе регионов-лидеров по уровню цен на бензин. Одни объясняют это историческими особенностями, другие — отсутствием конкуренции. В ситуации разбиралась НАТАЛЬЯ ГАВРИЛОВА.
Иркутск и до последнего повышения цен на топливо относился к числу самых дорогих городов по цене бензина. По последним данным Росстата, которые были опубликованы в понедельник, областной центр со среднестатистической стоимостью АИ-92 23,43 рубля против среднероссийских 20,94 занимал 11 место в списке из 83 столиц субъектов федерации. Иркутск опережали лишь Чита (24,4), Якутск (25,72), Хабаровск (24,24), Магадан (25,13), Южно-Сахалинск (24,9), Владивосток (24,16), Биробиджан (24,19), Благовещенск (24), Петропавловск-Камчатский (27,5) и Анадырь (29,4).
Эксперты всегда затруднялись объяснить причины такого ценового расклада. Ведь в регионе находится входящий в восьмёрку по объёмам переработки нефти Ангарский НПЗ. В отличие от завода в Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, в Ангарск нефть поставляется не по железной дороге, а более дешёвым способом — по трубе Транснефти.
Заместитель губернатора области Михаил Клоков в одном из интервью назвал несколько причин сложившейся ситуации. Он отмечает, что бензин привозят из Уфы и Омска, транспортные расходы велики. Кроме того, основной поставщик ГСМ на региональном рынке — Ангарская нефтехимическая компания — поменял собственника. 3 мая в ходе банкротства ЮКОСа компанию купило ОАО «Роснефть», в связи с чем меняется менеджмент, поведение компании. «Перестал существовать торговый дом, который занимался продажей нефтепродуктов на региональном рынке, и, конечно, отсутствие сегодня регионального мощного оператора сыграло определённую роль, — заявил он журналистам. — Сегодня мы ставим задачу, чтобы у нас появились оптовые операторы».
Генеральный директор ОАО «Иркутскнефтепродукта» Сергей Козлов считает сложившиеся цены на рынке нефтепродуктов исторической особенностью региона, сложившейся на протяжении последних десяти лет. В регионе традиционно высокий платёжеспособный спрос на бензин, констатирует он. Тогда, в 1997 году, НК «Сиданко» отказалась поставлять на комбинат нефть, в регионе сложился дефицит топлива, которое автомобилисты были готовы покупать по любым ценам.
В ОАО «Иркутскнефтепродукт» на ближайшие три года ожидают рост цен на нефтепродукты порядка 15–20% ежегодно. Глава компании предпочитает не обсуждать вопрос возможности снижения или хотя бы сдерживания цены на бензин, переадресуя его Роснефти. «Мы покупаем бензин, а затем продаём, закладывая рентабельность 4-5%», — заявил Сергей Козлов.
Отраслевые аналитики склонны считать, что причина сложившейся ситуации кроется в отсутствии конкуренции среди поставщиков топлива. В Иркутской области рынок контролируется собственником ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», поставляющим на комбинат нефть для переработки. Все владельцы АНХК при ценообразовании на местном рынке традиционно исходят не из экономической обоснованности цены, а из того, сколько будет стоить бензин, если конкурент привезёт его по железной дороге, ориентируясь главным образом на завод Газпромнефти в Омске.
[ title=»Прямая речь» pos=»abs» width=»100%»]
Михаил Клоков, заместитель главы администрации Иркутской области:
«Мы живём в условиях рыночной экономики: административные действия возможны, но они принесут результат на непродолжительный срок. Сейчас администрация области ведёт переговоры с основными рыночными операторами по реализации ГСМ. Находим понимание. Мы собираем совещания, и пока они приносят плоды. На мой взгляд, темпы роста цен у нас ниже, чем в других регионах СФО. Просто изначально уровень спроса в области позволял держать компаниям цены на высоком уровне».