издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутск вышел на «Поляну»

На региональном рынке сетевого ритейла наблюдается заметное оживление. В среду иркутское ООО «АМИК Кэш энд Керри» (супермаркеты «Бонус») объявило о слиянии с кемеровским ЗАО «Регионмарт», которое контролирует группу магазинов «Поляна» в пяти регионах Сибирского федерального округа (СФО). Это первое слияние сетей супермаркетов в Иркутской области, но далеко не последнее. Как прогнозируют эксперты, бурный процесс консолидации местных ритейл-активов ещё впереди. По информации «Конкурента», сейчас местная компания «Кентавр-Сиб», в которую входят сети «Цезарь» и «O’k», ведёт переговоры о поглощении супермаркетов под брендом «Рублик».

Иркутская сеть «АМИК Кэш энд Керри», владеющая 29 магазинами в Иркутской области, объединилась с кемеровским ритейлером «Регионмарт». Акционер «АМИКа» Игорь Мельцер получил в «Регионмарте» 25% акций. Сделка была завершена 28 марта. «Мы около года искали финансового партнёра. Федеральные сети пока не готовы идти в Восточную Сибирь. В итоге мы выбрали сеть, работающую за Уралом», – пояснил Игорь Мельцер. Финансовую сторону сделки стороны раскрыть отказались. Однако, по приблизительным подсчётам экспертов, доля в «Регионмарте» могла стоить от 2,8 до 4,9 млрд. рублей. Другая часть активов– 47% – осталась за кемеровской семьёй Колесник (развивают сеть магазинов в Кузбассе), 25% принадлежит УРСА Банку и 3% делят топ-менеджеры компании «Регионмарт».

Сейчас «Регионмарт» контролирует 3-4% рынка СФО, управляя 60 магазинами, сообщил председатель совета директоров группы компаний «Регионмарт» Сергей Колесник. Оборот компании в прошлом году составил 6,5 млрд. рублей. ООО «АМИК Кэш энд Керри» принадлежит около 12% регионального рынка, прибыль в 2007 году составила 3 млрд. рублей. В этом году объединённая компания планирует выручить 7 млрд. рублей, увеличив долю присутствия на рынке Иркутской области до 18-20%. По словам Сергея Колесника, этот сегмент бизнеса в Приангарье ещё не полностью структурирован и является перспективным для новых игроков. Доля сетевой торговли в Иркутской области равна всего 20-25%, что в два раза ниже, чем в Западной Сибири.

Очевидные для покупателей изменения начнутся только во второй половине этого года. Тогда «Регионмарт» приступит к ребрендингу супермаркетов «Бонус», принадлежащих «АМИКу». Магазины будут называться «Поляна». По информации Сергея Колесника, в ребрендинг компания намерена вложить 70-80 млн. рублей. Ещё 19 супермаркетов, которые в этом году планируется открыть в регионе, будут также работать под маркой «Поляна». В новые магазины будет инвестировано порядка 285 млн. рублей, подсчитал Игорь Мельцер. Финансированием проекта занимается один из акционеров «Регионмарта» — УРСА Банк.

Между тем изменения в структуре собственников наметились и в двух других иркутских сетях супермаркетов. ООО «Кентавр-Сиб», управляющее магазинами «Цезарь» и «O’k», готовится к поглощению сети «Рублик», включающей 7 супермаркетов в областном центре. «Мы давно ведём переговоры на этот счёт с «Кентавром-Сиб», – подтвердил управляющий директор сети «Рублик» Андрей Черных. – Уже почти достигли соглашения относительно цены». Впрочем, стоимость активов обе стороны раскрывать отказались. По его словам, «Рублик» изначально готовился на продажу. В прошлом году компанию собиралась купить сеть супермаркетов «Слата», но в последний момент сделка сорвалась, сообщил Андрей Черных. К слову, тогда же в СМИ проходили сообщения о том, что «Рублик» достался челябинской сети «Незабудка».

По мнению директора агентства регионального развития потребительского рынка и сферы услуг Сергея Лыкова, консолидация сетей супермаркетов связана с подогревом рынка, где теперь смогут выжить только крупные игроки. «Обе компании пошли по классическим схемам: «АМИК» привлёк ресурсы и технологию со стороны, а «Кентавр-Сиб» нарастит массу за счёт поглощения местной сети». По мнению эксперта, череда поглощений и слияний ритейл-компаний в Иркутске только началась.

Впрочем, значительное укрупнение розничных сетей региона предположительно может быть сдержано законопроектом Министерства экономического развития и торговли и Федеральной антимонопольной службы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Согласно документу, возможная доля присутствия ритейлера на рынке будет снижена до 15%, отметил Сергей Лыков. Однако, по словам аналитика ИК «Проспект» Ольги Самарец, компании, скорее всего, найдут возможность работать и в изменившихся условиях, к примеру, через дочерние предприятия.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры