Фартовый Хубсугул
Прошёл первый турнир по подлёдной рыбалке среди журналистов «Кубок Утки»
Вдоволь намаявшимся участникам на пограничном шлюзе Монды – Ханх туристический комплекс «Серебряный берег», что прописался в северной оконечности озера в Хубсугульском аймаке, показался чуть ли не земным раем. Поразило и радушие его хозяина, генерального директора, российского предпринимателя Михаила Донского. Чисто прибранные и жарко натопленные монгольские юрты, баня, бар с широким ассортиментом монгольских блюд как бы отпустили наши души, измученные в пограничных ожиданиях
Ханх – небольшой посёлок, в 22 километрах от российской границы. Напоминает чем-то наши придорожные Танхой, Мурино, Выдрино. Состоит он из двух частей: одна на высокой горе, вторая внизу, на берегу. Там находится порт, бензохранилище, здание местной администрации. Возглавивший её 42-летний Л. Даваабаяр развил бурную деятельность. За три года в посёлке перестроили новую больницу, здание администрации, новое здание таможни и пограничного контроля, заложена новая, на 640 мест, школа. Но главные усилия чиновника – строительство асфальтированной дороги.
– В Ханхе расположено семь туристических баз, и мы очень даже заинтересованы в развитии туризма, – говорил на встрече Даваабаяр. – Хорошая дорога от границы к озеру даст нам дополнительный поток туристов, дополнительные средства в наш бюджет.
А туристов с каждым годом здесь становится всё больше. И удивляться этому не приходится. Не зря второе название Хубсугула – «синяя жемчужина» – нетронутый уголок дикой природы.
Однако самый большой интерес вызывала его ихтиофауна. Одни рассказывают, что в этом озере рыбу можно ловить на пустой крючок, другие – голыми руками. Не верьте. Среди журналистской братии я считался не из последних рыбаков, да и снастями располагал такими, перед которыми, казалось, не мог устоять ни хариус, ни ленок, ни таймень. Однако за два с половиной часа соревнований я не дождался ни одной поклёвки, в то время как стоявшие в других зонах коллеги, среди которых были женщины, умудрились выудить по два-три белых хариуска.
Всего же 33 участника с трудом наловили 7 кг. хариуса. Победителем турнира в командном первенстве стала команда «Сибирские тигры», в которой не было ни одного журналиста. Второе место заняла команда «Три пера», в составе которой были редактор газеты «Мои года» Игорь Широбоков, «Иркутской торговой газеты» Михаил Дронов и редактор агентства «Телеинформ» Елена Веселкова. Последняя взяла первый приз и в индивидуальном первенстве – несмотря на то, что смогла поймать всего четыре хариуса общим весом 690 грамм. Третье место заняла команда «Хариус корпорейшн», в составе которой за победу боролись пресс-службы трёх бизнес-структур: АНХК (Ирина Яковлева), Росгосстраха (Андрей Пономаренко) и «Мечел» (Оксана Пономаренко).
Оставшимся без призов и наград помог гендиректор «Серебряного берега», он же главный судья соревнований. Михаил Донской увёз нас к устью одной из впадающих в Хубсугул рек. «Забуривайтесь, это место должно успокоить ваши рыбацкие души, – улыбнулся Михаил Константинович. – До ужина у вас ещё два часа, удачи вам и хорошего клёва».
Ещё как успокоило. Не успело свинцовое грузило моей удочки коснуться дна в пробурённой лунке, как леска провисла коромыслом. Коротко взмахнув рукой, делая подсечку, я громко выдохнул: «Кажись, обрыбился!». Но не тут-то было. Пройдя три-четыре метра, рыбина застопорила ход, да так, что сдвинуть её никак не удавалось. Это был поединок нервов. В какой-то степени мы были даже равны. С одной стороны – опыт и мастерство, с другой – яростное упрямство, борьба за жизнь. Никто из нас не желал быть побеждённым.
Переведя дыхание и уняв дрожь в руках, предпринимаю ещё одну попытку. И, о радость, рыбина начала движение, дюйм за дюймом приближаясь к лунке. Ещё несколько томительных секунд, и она сдалась. Вот уже в глубине лунки мелькнула огромная голова чёрного хариуса, но тут нижняя «муха» настроя зацепилась за пористый лёд, и я понял, что проиграл. Пока длинной палкой освобождал снасть, хариус сошёл с крючка и заскользил вниз. Он даже не торопился, словно понимал свои преимущества.
Выкурив пару сигарет кряду и сменив оборванную «муху», я продолжил рыбалку. И Хубсугул славно отблагодарил меня за упущенного здоровяка. Клёв выдался на славу и продолжался на протяжении всего отведённого нам времени. Забыв о минутах, себе и соседях, которые в поте лица трудились у соседних лунок, я буквально наслаждался рыбалкой. Суровое безмолвие вокруг казалось великолепной страной из необъятного, окружённого заснеженными горами озера и бездонного голубого неба. Под ласковый шепоток ветра на душе становилось спокойно и радостно. Хотелось лишь одного: слушать и созерцать голос Хубсугула, его зов и томление.
Назад возвращались опьянённые удачей. В моём рюкзаке оказалось без малого четыре десятка хариусов от 150 до 600 граммов. Шли и слушали тишину, которая казалась беспредельной. Кругом ни души, только где-то вдалеке вздыхали занесённые снегом горы.
Над «Серебряным берегом», над озером витало чувство торжественности, необычности момента. И верилось, что младший брат Байкала никогда не оскудеет рыбой, будут чистыми его берега и белые отмели, высокие утёсы и громадные седые горы. И это чувство, а также по-детски взволнованные лица заполнивших бар коллег, рыбацкие были и небылицы – на профессиональном жаргоне «уток», лившиеся из их уст, считай, до самого утра – запечатлелись на всю жизнь. Спасибо тебе, Хубсугул, за этот удивительный праздник!
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА