Одним курсом с городом
Иркутские энергетики реализовали два значимых проекта
В конце марта в летописи ОАО «Иркутскэнерго» появились две очередные весомые страницы. Два новых объекта, построенные в кратчайшие сроки, вступили в строй действующих. 24 марта в Шелехове была поставлена под промышленную нагрузку мощная подстанция, крайне необходимая как для развития областного центра, так и для всего юга нашего региона.
А на следующий день состоялась ещё одна торжественная церемония. На правом берегу Ангары, чуть ниже плотины ГЭС, под звуки духового оркестра, открывался новый участок теплотрассы, протянувшийся с левобережного Свердловского района на правый берег. По графику пуска, переход через реку намечался на середину нынешнего лета, задолго до наступления холодов, чтобы строящийся город во всеоружии и с запасом времени мог встретить очередную зиму.
Строители сдали объект с впечатляющим опережением графика. Они завершили свою работу на три месяца раньше, чем это предусматривалось планом. Высокий результат со значительной экономической отдачей. Особенно если учесть, что новая тепломагистраль уже начала «отрабатывать» затраты на её строительство. Причём задолго до окончания текущего отопительного сезона.
Задумано в прошлом веке
О том, что тепломагистраль крайне необходима городу и особенно – новостройкам правобережья, вопрос стоял уже в начале семидесятых (теперь уже прошлого века), когда в Иркутске, по обоим берегам Ангары, развернулся мощный строительный бум. В областном центре, стремительно обрастающем новыми микрорайонами, готовилась к пуску Ново-Иркутская ТЭЦ, способная не только обеспечить город теплом, но и избавить его от котельных, задымляющих улицы. Прокладывались десятки километров подземных инженерных коммуникаций: разрабатывались варианты переброски тепла в правобережные районы.
В 1976 году было принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию городского хозяйства», в котором важное место уделялось именно строительству тепломагистрали, которой предстояло соединить Ново-Иркутскую ТЭЦ и правобережную часть города. Были рассмотрены первые проекты, учитывающие разрабатываемые в тот период схемы теплоснабжения разрастающегося города, а десятилетие спустя на объект пришли строители. Пришли, не подозревая, что начатое ими дело в невесёлые девяностые годы обречено стать необъявленным «долгостроем», а вынужденный «антракт в работе» растянется на полтора десятилетия.
Строители вернулись в 2004 году, а менее чем через два года в Свердловском округе был введён в эксплуатацию первый участок долгожданной тепловой трассы, протяжённостью более шести километров. В марте нынешнего года завершены строительные работы на втором участке тепломагистрали, длина которого без малого девять километров. Важнейшая составляющая этого участка – уникальный вантовый мост, соединивший два берега Ангары чуть ниже плотины ГЭС. Построен быстро, менее чем за два года.
Это огромный стальной монстр (таким он и кажется, когда стоишь рядом с одной из его опор) – наиболее сложный элемент тепломагистрали. Его вес – немногим менее полутора тысяч тонн; протяжённость – более трёхсот метров. Двенадцать толстых стальных канатов, закреплённых по берегам, удерживают его над ангарским потоком. Этот же гигант, если посмотреть на него издали (с крутого левого берега или со стороны плотины), кажется почти невесомым. И как органично вписывается в береговой ландшафт города!
Стратегическая теплотрасса
Но вернёмся в прошлый четверг… Мы стоим у подножья мощной стальной опоры, прочно впаянной в правый ангарский берег. До открытия уникального объекта – считанные минуты. На часах – 14-30. Генеральный директор ОАО «Иркутсэнерго» Сергей Эмдин и вице-мэр Иркутска Николай Хиценко разбивают бутылку с шампанским об основание моста. Их краткий рассказ о новом переходе через реку, о его значении для нашего города продолжается заинтересованным диалогом с журналистами.
Сергей Эмдин: Мост уникален своим конструкторским решением: в нём учтены и климатические особенности Сибири, и особенности самой реки, и, согласитесь, своеобразие областного центра… Мировая практика свидетельствует: подобных инженерных сооружений немного построено. Для нас, для всего Иркутска, немаловажно, что этот объект – стратегическая теплотрасса города – построен в короткие сроки. В целом решается ряд экономических и структурных проблем. В том числе экономический эффект за счёт значительной разницы в себестоимости тепловой энергии, вырабатываемой на ТЭЦ и электрокотельными города. А поскольку город наращивает объёмы жилищного строительства, сможем сделать конкретный вывод: и сам мост, и вся тепломагистраль, соединившая Ново-Иркутскую ТЭЦ с правым берегом, введены в эксплуатацию своевременно.
Следующий этап – отключение электрокотельных. Когда, спрашиваете, начнём? Первую (у нас их три) – уже сегодня вечером. И в течение недели завершим эту работу. Что касается освобождённой в процессе работы электроэнергии… Это более 300 мг/ватт, которые обеспечат мощностями развитие Иркутска примерно на пять лет… Важно, чтобы каждый подобный запуск происходил именно тогда, когда это востребованно. Здесь нельзя торопить событие. Чтобы не бросать затраченные средства на ветер. Поэтому с городом мы идём параллельным курсом. Для нас важно знать, как будет развиваться Иркутск…
Знаковое событие
– Что значит сегодняшнее событие для Иркутска? Какие проблемы города будут сняты или «ослаблены» после ввода в действие новой тепловой магистрали?
Николай Хиценко: Иркутск развивается, строится… В прошлом году в городе было введено более трёхсот тысяч квадратных метров жилого фонда. Наша задача – поступательно наращивать эту цифру. Без трубопровода она была бы невыполнима. Посмотрите, как бурно развивается Лисиха, весь правый берег. Под строительство освобождаются новые и новые площади. На пустырях, где прежде были заводы, появляются современные благоустроенные кварталы. Большая работа предстоит на улице Байкальской, которая, после пересечения с 5-й Советской застроена так называемыми «халабудами». Это портит лицо города… Но жилищное строительство пошло, набирает обороты. И город меняется в нужном направлении.
Сегодняшнее событие (этот мост и вся тепломагистраль) – знаковое для всех нас. Прежде всего – это надёжность инженерных систем и гарантированная достаточность электроэнергии и тепла. Это надёжное тепло в жилые дома, школы, учреждения. Это надёжный резерв на ближайшие годы, что немаловажно для строящегося города с закономерным, в этой связи, ростом электропотребления. Я имею в виду освобождённую для городских нужд электроэнергию, которая до сегодняшнего дня обеспечивала работу электробойлерных. Это, наконец, возможность предотвращать аварийные ситуации, которые случались прежде, до ввода в эксплуатацию теплотрассы.
– Какие строительные организации принимали участие в реализации проекта? Какие средства потребовались для этого и как осуществлялось его финансирование? Как складывались взаимоотношения между заказчиком и подрядчиками? Какие «внутренние резервы» способствовали сокращению сроков работы на строительстве перехода? И какие новые проекты планирует компания на ближайшее время?
Сергей Эмдин: Прежде всего о проекте… Его разработчиком было ОАО «Сибирский Оргстройпроект». Перед вами – результат его реализации. Теперь назову подрядчиков: НПО «Мостовик», профессионалы этой компании работали непосредственно на строительстве перехода. На самой теплотрассе – подрядные организации из Иркутска, в числе которых «Востсибстрой», «Иркутскэнергоремонт», «Единство» и «Авангард». Вы спрашиваете о взаимоотношениях. Случались (и это вполне естественно на стройках такого масштаба) проблемные моменты, но они решались оперативно, в рабочем порядке. Важен итог…
Что касается финансирования проекта, то оно осуществлено за счёт кредитных средств и прибыли нашей компании. Общая смета проекта – миллиард триста тысяч рублей. Из них четыреста миллионов – затраты на этот мостовой переход. Важно то, что данный проект, ориентированный на развитие компании, реализован не за счёт тарифов, а за счёт заёмных средств. И он окупаем. Срок окупаемости – шесть лет. Тарифы же для нашего потребителя остаются прежними.
В нынешнем году мы начинаем реализовывать ряд очень крупных проектов. В их числе – ориентированные в направлении севера области. И у нас ещё будет возможность поговорить об этом подробнее. Главное – выбрать верные ориентиры и чётко видеть: что там, за горизонтом.
Фото Романа КУЗНЕЦОВА