издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разведка боем

Разработчики проекта аэропорта «Иркутск-Новый» считают неисчерпанными возможности борьбы за размещение этого объекта на площадке в пади Ключевой. «Конкурент» в номере за 22 марта подробно писал о том, что её приоритетность может быть пересмотрена по требованию Минобороны. В среду общественные слушания признали Ключевую максимально удачной для размещения международного аэропорта. Как заявляют в администрации Иркутской области, точку в споре должна поставить Главгосэкспертиза, куда обоснование инвестиций проекта планируется передать в мае.

Площадку под вынос иркутского аэропорта ищут с 1968 года. За это время было рассмотрено 30 вариантов его размещения. Исторически сложилось, что наиболее перспективные, с точки зрения метеорологии и экономики, площадки не согласовывало Министерство обороны. Традиционно – по причине дислокации вблизи областного центра войск стратегического назначения. В том числе и обсуждавшиеся 26 марта на общественных слушаниях по проекту международного аэропорта «Иркутск-Новый» площадки в пади Ключевой и селе Поздняково. Наряду с ними был детально рассмотрен ещё вариант реконструкции действующего аэропорта с разворотом полосы на 33 градуса. Одобрение общественности получила площадка в пади Ключевой. Этот вариант также активно поддерживается администрацией Иркутской области, продвигающей создание агломерации в границах Иркутска, Ангарска, Шелехова. Международный аэропорт должен стать основным объектом транспортной инфраструктуры мегаполиса.

Генеральный директор ОАО «Ир-кутскгражданпроект» (института – разработчика проекта обоснования инвестиций проекта «Иркутск-Новый») Андрей Макаров считает, что размещение аэропорта за пределами «Большого Иркутска» станет серьёзным негативным фактором для формирования агломерации и отодвинет развитие области далеко назад. Разработчики выделили как преимущества Ключевой выгодное расположение от городов агломерации, отсутствие необходимости выноса посёлков из зоны зашумления, возможность строительства железнодорожной ветки от станции Мегет и использование дешёвой электротранспортной схемы.

В случае с Поздняково существуют серьёзные инфраструктурные проблемы: необходимость строительства 60 км железнодорожной ветки и керосинопровода с переходом через Ангару, ЛЭП, автодорог и мостов. Андрей Макаров весьма скептически оценил возможность реализации первого варианта: экономически нецелесообразно, поскольку он требует переноса нескольких коттеджных посёлков, строительства обхода федеральной трассы до посёлка Листвянка, переноса мемориального кладбища жертв политических репрессий. Кроме того, он не решает вопроса улучшения метеоусловий. По этой причине за перенос аэропорта из Иркутска выступает Росаэронавигация. Однако разработчики проекта не гарантируют, что подобную проблему можно исключить в случае с площадкой в Ключевой. Метеонаблюдения не велись там на протяжении последних 12 лет, подобные исследования заказаны совсем недавно.

Андрей Макаров отметил, что при подготовке к слушаниям разработчиками проекта также была рассмотрена площадка военного аэродрома на Белой, предложенная Минобороны на совещании 5 марта. В 1998 году Минобороны уже отказал в размещении там международного аэропорта. К тому же эта площадка находится в 110 км от центра Иркутска. Он отметил также неудовлетворительное состояние взлётно-посадочной полосы. По словам Андрея Макарова, прецедентов строительства аэропортов на таком расстоянии от крупных населённых пунктов в России не существует. Их рекомендуется размещать на расстоянии максимум 40 км от города. Как считает президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин, проект теряет инвестиционную привлекательность при удалении аэропорта более чем на 50 км.

Вице-губернатор Владимир Ребриков был в отношении этой площадки наиболее категоричным. «Размещение аэропорта в Белой выгодно лишь Минобороны, которое заинтересовано в ремонте своей полосы», — заявил он. Владимир Ребриков недоумевает относительно последних инициатив оборонщиков, поскольку ещё в октябре Ключевая была предварительно согласована министром обороны Сердюковым. «Перед нами лишь было поставлено условие создать аэропорт двойного базирования для пассажирских и военных судов», — сказал он. Один из участников слушаний даже усмотрел в возникшей коллизии с пересмотром площадки политическую подоплёку и желание дискредитировать губернатора Александра Тишанина, лично курирующего проект агломерации. Другой наш собеседник отметил, что «бодаться с военными бессмысленно, это может привести к тому, что нового аэропорта у нас не будет, надо искать компромисс, договариваться, иначе регион потеряет серьёзные инвестиции и новые возможности развития экономики». По мнению директора департамента по строительству областной администрации Риты Низамовой, точку в споре по выбору площадки поставит Главгосэкспертиза, куда проект будет представлен уже в мае.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры