издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутск в образе

Современный центр города архитекторы сравнивают с лоскутным одеялом. На улицах Иркутска соседствуют здания совершенно разного возраста, цвета и размера. По мнению экспертов, изначально благоприятный для восприятия район превращается в агрессивную среду, которая негативно сказывается на самочувствии его жителей. Увидеть современный центр Иркутска с точки зрения будущих и настоящих архитекторов попыталась ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА.

Под стеклом

Отправной пункт для прогулки с будущими архитекторами-дизайнерами, студентами четвёртого курса Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) Еленой Слаутой и Юлией Ющук — торгово-офисный центр на пересечении улиц Степана Разина и Чкалова. «Новая часть здания выполнена из стекла и плитки, тогда как старая осталась неизменной. В результате эти части спорят между собой», — отметила по ходу Елена Слаута. Попытка осовременить здание на въезде в Кировский район студенты признали неудачной.

Против подмены исторического центра «еврокоробками» высказываются и специалисты. «Гости Иркутска поражены самобытным лицом города, но равнодушны к «европротезам» последних десятилетий», — подчеркнул председатель Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ВООПИиК) Евгений Ячменёв. Неоднозначно архитекторы оценивают реконструированное здание ночного клуба «Стратосфера», фасад которого выполнен из тонированного стекла, — такая технология на исторической улице недопустима. Однако «Стратосфера» была перестроена из кинотеатра «Гигант», который и не являлся памятником, сказал председатель службы по охране объектов культурного наследия (ОКН ) Вадим Шахеров. Сейчас здание развлекательного комплекса использует принцип зеркальной архитектуры, прокомментировала кандидат архитектуры, заведующая кафедрой истории архитектуры и основ проектирования Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) Алла Корзун. «Это строение застенчиво прячется за другие здания, отражая их», — сказала она.

В числе стеклянных новостроек — торговый центр «Сезон», что рядом с цирком. По оценке главного архитектора ОАО «Иркутскгражданпроект» Владимира Распутина, застройщик удачно обошёлся со зданием современными способами и без применения стилизации. Обилие стекла в архитектуре здания позитивно воспринимается жителями города. Как рассказала кандидат биологических наук, заведующая оранжереей Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Татьяна Пензина, стеклянные постройки дают иллюзию «куска неба, который поставили на землю», но большое количество таких зданий может дезориентировать человека в городском пространстве.

Игра в классику

Между тем со студентами идём по улице Чкалова, по обе стороны которой за заборами виднеются современные особняки из тех же материалов, что и торгово-офисный центр на Степана Разина. Крышу одного из домов украшает башенка. «Вероятно, это стилизация, но неизвестно, под что именно. В Иркутске вообще много пытаются стилизовать, только, к сожалению, не под рядом стоящие постройки», — сказала Юлия Ющук.

Далее приблизились к строгому прямоугольному зданию на пересечении улиц Чкалова и Марата, на крыше которого установлен портик — «архитектурная цитата» из греческого Акрополя. «Элемент спорный, — отметила Алла Корзун. — Современные архитекторы пытаются сделать городскую среду информационно насыщенной. Для этого они используют принцип двойного кодирования — цитаты в архитектуре, которые копируют отдельные элементы известных зданий и стилей». По мнению Елены Слауты, портик явно доминирует над зданиями, расположенными поблизости, нарушает исторический силуэт города. Раньше в Иркутске доминировали церкви, в советское время силуэт пытались воссоздать крыши «сталинок» по улице Ленина, однако сейчас нет проработанных решений среди наиболее высоких зданий в городе, считает Алла Корзун.

На вкус и цвет

Прежде чем свернуть на улицу Ленина, мы оглядываемся назад, на верхушку двенадцатиэтажного жилого комплекса «Панорама» в переулке Бурлова. «Странное для Иркутска сочетание цветов — белого и синего, будто здание свалилось с неба, — прокомментировала Елена Слаута. — Синий цвет совсем не идёт нашему городу». Впереди ещё одно частично синее здание — торговый комплекс «Меркурий». Он стоит в окружении строений спокойных тонов — «Серого дома», мэрии, «Иркутскэнерго» и гостиницы «Ангара». «У нас часто можно наблюдать на улицах колористическое несочетание зданий. Создаётся впечатление, будто каждый архитектор хочет выделиться и привнести что-то своё», — отметила Юлия Ющук. Тем не менее оранжевое здание «Востсибугля» будущим специалистам нравится — «весёлая расцветка». Кстати, и колонны на нём удачно смотрятся.

Кроме архитекторов, свои цветовые пристрастия выражают собственники или арендаторы магазинов и офисов на первых этажах домов. «Вот заштопанный дом — выкрашена только коммерческая площадь», — указала Елена на здание, где находится магазин «Янтарь». На улицах Ленина и Карла Маркса попытка проявить художественный вкус вылилась в то, что, например, рядом с оранжевым торговым центром «Вояж» стоит ядовито-зелёный дом. Дополнительную пестроту центру придаёт обилие вывесок и рекламных щитов.

Дерево в дефиците

Мы миновали сквер Кирова. По мнению Татьяны Пензиной, это один из самых благоприятных участков в центре города. «Многие говорят, что после реставрации сквера стали там чаще бывать, — сказала Елена Слаута. — В центре ведь, кроме набережных и сквера, почти нет мест для отдыха». Не хватает зелёных зон, согласны специалисты. «Вполне реально организовать рекреационную зону на реке Ушаковке. Но ручьи и речки в черте города рассматриваются архитекторами как «неудобья» — их стремятся засыпать, а не облагородить», — сообщила Татьяна Пензина. Впрочем, по её словам, идеи учёных относительно парков и скверов не находят поддержки у муниципальных властей. Так, например, не прошёл проект создания рекреационной зоны на месте ново-ленинских болот, которые планируется застроить.

В итоге со студентами мы повернули с улицы Ленина на улицу Дзержинского. «Вот тоже какое-то историческое здание», — Елена указала на полуразвалившийся дом № 12. «Сожалею, что Иркутск не знает американского опыта. В сопоставимом с Иркутском городе Саванне за 25 лет реконструировали на частные средства три тысячи деревянных домов, у нас — не более 80 зданий, из которых только 15 деревянных», — сообщил архитектор, преподаватель ИрГТУ Андрей Ляпин. По его мнению, за этим стоит не только художественная подготовка архитекторов, но и финансовые, законодательные механизмы, система льготного кредитования. Как рассказал Евгений Ячменёв, немецкий городок Пфорцхайм практически сровняли с землёй бомбардировкой во время второй мировой войны, но восстановили. В сибирском Томске идёт восстановление архитектурной старины. По информации Андрея Ляпина, в течение трёх лет они реконструировали 45 объектов за 350 млн. рублей. «Сколько у нас? Не наберётся и десяти. Причём сумма затрат на реставрацию неизвестна», — подчеркнул архитектор.

В ритме центра

По улице Дзержинского в районе Центрального рынка нам встретились строящийся жилой комплекс и два новых торговых центра. «Они задавили рядом стоящие здания. Особенно выделяется высокий жилой дом», — сказала Елена. Комичное соседство многоэтажных новостроек с полуразрушенными «деревяшками» отмечают и эксперты. Город изменяется непоследовательно. «Отсутствие целостности, главной идеи развития города вызывает тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, — отметила Татьяна Пензина. — У жителей центральной части любого города жизненные ритмы жёстче, быстрее, чем в спальных районах». По её словам, нестабильность застройки центральной части Иркутска значительно сглаживается спокойными водами Ангары — природной средой, которая, в отличие от архитектуры, даёт иркутянам ощущение стабильности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры