Здравствуй, Родина!
В Приангарье готовы переехать 200 соотечественников из-за рубежа
Иркутская область открывается для возвращения соотечественников из-за рубежа. За несколько месяцев в наш регион прибыли 65 человек. По данным территориального Управления Федеральной миграционной службы, в ближайшее время в регион готовы приехать более 200 соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья. А до 2012 года Иркутской области предстоит решить грандиозную задачу — принять более 4000 человек. Что ждёт их на новой родине, довольны ли соотечественники предоставленными условиями и сумеет ли программа справиться с возложенными на неё задачами — улучшением демографической ситуации и привлечением квалифицированных кадров, — выясняла ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.
Соотечественник по доброй воле
Участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников могут стать граждане, воспитанные в духе русской культуры, знакомые с русскими традициями, владеющие русским языком, согласные с условиями программы и желающие переехать в РФ. Иркутская область вошла в число 12 пилотных регионов, где программа будет реализована на первом этапе. В нашем регионе определены четыре территории вселения — Братск, Ангарск, Тайшетский и Шелеховский районы, рассказала «Конкуренту» начальник отдела по вопросам беженцев, вынужденных и добровольных переселенцев УФМС России по Иркутской области Ольга Сидорова. До 2012 года Приангарье планирует принять 4322 человека. Как сообщалось ранее, общее финансирование программы составляет 67 млн. рублей.
Пока в Иркутскую область перебрались 29 семей наших соотечественников, всего 65 человек. В теруправление поступили 93 анкеты от потенциальных участников программы, вместе с членами семей это 209 человек. «Большая часть анкет — чуть меньше половины — пришла из Казахстана, — отметила Ольга Сидорова. — Там практически все сферы производства переходят на казахский язык. Обучение тоже в основном ведётся на нём. Перспектив для получения работы и образования у русскоязычного населения там становится всё меньше». Соотечественники возвращаются из Украины, Молдовы, Киргизии, Узбекистана и других стран. Есть пожелавшие переехать в Сибирь из дальнего зарубежья — Израиля, Германии и Португалии.
Молодой, образованный, квалифицированный, желательно с детьми — таков портрет участника программы. «Она должна способствовать решению в регионе демографической проблемы, а также привлечению квалифицированных кадров, — отметила начальник отдела. — Поэтому в основном приезжают пары с детьми. Но мы не закрываем возможности для пенсионеров, они тоже могут приехать в составе семей». Правда, пока в регион перебрались только три человека пенсионного возраста. Сотрудникам УФМС внушает оптимизм профессиональный состав участников программы: 47% имеют высшее образование, 50% — среднее специальное.
Пока по числу переселенцев Иркутская область находится на пятом месте среди 12 регионов-пилотов и на первом месте в СФО. Лидером является Калининградская область, куда прибыли более 1000 мигрантов. Большинство приехавших в Иркутскую область выбрали Ангарск (17 участников программы, всего 32 человека), Шелехов (5 семей, всего 13 человек), Братск (5 семей, 18 человек). Аутсайдером остаётся пока Тайшетский район, где обосновались только два человека. Начальник отдела отмечает, что Ангарск и Шелехов интересны потому, что расположены недалеко от областного центра. Кроме того, участники знают о перспективах создания агломерации Иркутск — Ангарск — Шелехов, где появятся новые рабочие места. Впрочем, не исключено, что в 2009-2010 годах добровольные переселенцы смогут переехать и в другие города и районы области.
Обосноваться, в меру возможностей, добровольным переселенцам помогает принимающая сторона. Программа оплачивает билеты, доставку крупногабаритных грузов железнодорожными контейнерами, выплачиваются подъёмные. «Все территории вселения в Иркутской области отнесены к категории «Б», что предполагает выплату 40 тыс. рублей участнику и по 15 тыс. рублей членам их семей», — рассказала Ольга Сидорова. Кроме того, в Иркутской области соотечественников ждут гарантированные рабочие места. Одна из главных преференций — получение гражданства в приоритетном порядке. Впрочем, решать жилищный вопрос соотечественникам приходится в основном самостоятельно. Общежитие предоставляют только в Ангарске и Тайшетском районе. Все остальные на первых порах жильё снимают.
«Живём в своей стране»
От съёмных квартир отвыкла и семья Баталиных, приехавшая в Шелехов 5 февраля из Казахстана. «Мы — образцово-показательные», — шутит глава семейства Дмитрий Баталин. За месяц, что они живут в Иркутской области, их однокомнатную квартиру успели несколько раз посетить комиссии из Москвы и даже сотрудники аппарата президента.
Решение о переезде из Восточного Казахстана, где они оставили дом, друзей и близких, далось непросто. «Восточный Казахстан — благодатный, промышленный район. Мы жили там довольно неплохо. Я и жена получили высшее образование, мы — инженеры-строители, — говорит Дмитрий Баталин. — Нас отговаривали родственники. Сёстры и мама даже пытались пугать: мол, в Сибири комары, холодно, тяжело». Но семья из четырёх человек — Дмитрий, супруга Людмила и дочери-школьницы Юлия и Анастасия — всё-таки решила перебраться в Россию.
К тому же о переезде начали задумываться ещё до того, как узнали о программе. Их из Казахстана никто не гнал, но жить среди титульной нации становилось всё сложнее, в стране начали отдавать приоритет национальному языку. «А мне хотелось смотреть федеральные каналы без казахской рекламы, хотелось болеть за российские футбольные команды. Я всегда считал себя русским и после распада Союза в 1994 году специально оформил в Астане российское гражданство. А вот жена моя до сих пор гражданка Казахстана», — отметил Баталин. Тем не менее он по привычке говорит, вспоминая о Казахстане: «там, у нас». Но не исключает, что когда-нибудь скажет о Сибири — «здесь, у нас».
Сначала семья хотела поехать в Тайшетский район, где планируется строительство алюминиевого завода: «Там обещали хорошую зарплату, жильё». Но в конечном счёте решили устроиться в Шелехове. И не жалеют об этом. «Город маленький, уютный, тихий, чистый. Его можно пешком обойти», — перечисляет Людмила его достоинства.
«Нас здесь приняли хорошо, — рассказывает глава семьи. — Встретили на вокзале, сначала поселили на турбазе «Голубые ели». На шестой день я вышел на работу прорабом Шелеховского ЖБК. Людмила стала осваивать сметную программу в Иркутском центре занятости. Будет сметчицей. Девчонок — они ученицы 9 и 11 классов — устроили учиться в гимназию, которую сами выбрали». Но всё равно пока к новому месту привыкается непросто: «Ностальгия время от времени посещает, а девчонки первый раз пришли из школы и плачут. Сменить работу в родном городе и то тяжело, а здесь речь идёт о стране. Я давно таких переживаний не испытывал. Поэтому силы мы находим друг в друге».
Семью Баталиных, которая уже внесла свой вклад в решение в Иркутской области демографической и трудовой проблемы, беспокоит жилищный вопрос. «Цены на жильё бешеные, — говорит Дмитрий Баталин. — Они не намного ниже иркутских. Даже если мы продадим дом в Усть-Каменогорске, нам не хватит на однокомнатную квартиру». Семья уже морально готова к тому, что придётся оформлять ипотечный кредит. Но сейчас они даже не могут на него претендовать, потому что живут в области меньше полугода. Людмила переживает, что к тому времени, как будут получены деньги, вырученные от продажи дома, квартиры в Шелехове подорожают ещё больше. «Никто не просит, чтобы жильё нам давали бесплатно. Но хотелось, чтобы помогли в решении квартирного вопроса, чтобы были специальные условия для добровольных переселенцев. К примеру, выплачивалась часть процентной ставки по кредиту», — говорит Людмила.
Шок квартирного вопроса
Семья Фоминых приехала в Ангарск 14 декабря из Киргизии. Супруги Герман и Светлана — среднего возраста, воспитывают сына, появившегося на свет в 1991 году, когда распался Советский Союз. Отчасти причины отъезда Баталиных и Фоминых совпадают — переход страны, где они проживали, на язык титульной нации. На нём оформляются официальные документы, на нём преподают в школе. «Все едут в основном из-за детей, хотят, чтобы они получали образование на русском, — рассказали нашей газете в отделе по труду и управлению персоналом АМО. — Недавно к нам обратилась женщина из Молдавии, которая работает ветеринаром. Она рассказала, что все договоры с клиентами оформляются на молдавском (румынском) языках. Такую ситуацию наша собеседница назвала «румынизацией» населения».
По приезде Фомины устроились работать на керамический завод, который предоставлял своим работникам общежитие. Потом Герман пошёл работать каменщиком. «Они очень самостоятельны, — отмечают в отделе по труду. — Сами справляются с трудностями и решают проблемы. Не считают, что кто-то им чем-то обязан только потому, что они сюда приехали».
Ангарские специалисты, которые работают с добровольными переселенцами, подчёркивают: первое, что вызывает шок у вернувшихся соотечественников, — разница в ценах на продукты, промышленные товары и жильё. К примеру, в Казахстане 40 тыс. рублей, которые в регионе выплачиваются в качестве подъёмных, — вполне приличная сумма, а для Иркутской области она не такая уж и большая. Больной вопрос — квартирный. Нам рассказали историю про чету переселенцев из Казахстана, которая, продав там два дома, сможет выручить за них только 300 тыс. рублей. В области этой суммы хватит разве на первоначальный взнос по ипотечному кредиту. Чтобы снимать жильё в таких городах, как Ангарск и Шелехов, в семье переселенцев должны работать два человека, причём они должны получать зарплату более 10 тыс. рублей каждый, полагают собеседники «Конкурента».
Жилищный вопрос может стать камнем преткновения для реализации программы в регионе, уверены эксперты нашей газеты. «Стоимость жилья в Иркутске не намного отстаёт от цен на недвижимость в значительно более развитых и, что скрывать, более привлекательных для жизни городах Сибири и России, — отмечает специалист департамента программ развития и инвестиционных проектов Фонда регионального развития Иркутской области Константин Григоричев, который занимается вопросами демографии более десяти лет. — Значит, переселенцы, имеющие возможность приобрести жильё за свой счёт, будут выбирать в качестве мест вселения не Иркутск».
Однако предоставление жилья переселенцам — на условиях долгосрочной аренды, по сниженным ценам — или выделение ведомственных квартир без права их отчуждения или приватизации в течение определённого срока может стать реальным фактором повышения конкурентоспособности Иркутской области среди других регионов-пилотов.
Константин Григоричев сомневается в том, что программа может решить демографическую задачу. «Только за 2006 год миграционная убыль в области составила более 6 тыс. человек. Таким образом, даже полная реализация программы (а результаты прошлого года заставляют сомневаться в возможности этого) не позволит существенно смягчить негативное воздействие миграции на демографическую ситуацию в области», — подчеркнул эксперт. Депутат Государственной Думы Сергей Колесников полагает, что программа может быть эффективной с точки зрения увеличения миграционного потока. Речь может идти о 4-5%, может о 10%, считает парламентарий. Но полагать, что она может решить демографическую проблему в поколениях, — иллюзия, потому что уровень воспроизводства переселенцев вряд ли превысит существующий среди местного населения.
Декан факультета государственного и муниципального управления БГУЭП, доктор экономических наук, профессор Лариса Соколова придерживается такого же мнения: «Незначительное количество привлечённых кадров в область не решит проблемы миграционного оттока, снижения рождаемости по сравнению с началом 80-х годов и высокого уровня смертности». Она не сомневается, что регион сможет принять запланированное программой число переселенцев. Однако встанет вопрос создания мотивации остаться здесь на постоянное место жительства.
В свою очередь Ольга Сидорова отметила, что возвращение соотечественников из-за рубежа — только одна из составляющих решения демографической проблемы в регионе. И свой вклад в миграционную политику возвратившиеся соотечественники вносят. В марте управление ФМС провело анализ миграционной ситуации в Иркутской области. Итоги января-февраля 2008 года свидетельствуют: приток граждан, получивших разрешение на временное проживание, вид на жительство, приобретших гражданство, а также добровольных переселенцев на 35% перекрыл миграционной отток из региона.