Воздушная атака
Минобороны ополчилось на падь Ключевую
Министерство обороны и Объединённая авиационная корпорация ставят под угрозу планы строительства нового иркутского аэропорта в пади Ключевой. Неприятная новость о пере-смотре площадки застала основных фигурантов, продвигающих идею размещения этого объекта в центре агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов, незадолго до общественных слушаний по проекту. Ситуация омрачилась ещё и тем, что при обсуждении Правительством концепции развития аэродромной сети России Иркутск уже не рассматривался как крупный авиаузел, что исключило его из числа потенциальных территорий, на базе аэропортов которых будет создан хаб. Эксперты напрямую не связывают два этих события, но констатируют, что возникшая коллизия нанесла серьёзный ущерб конкурентоспособности Иркутской области.
Вооружённое сопротивление
На прошлой неделе РИА «Сибирские новости» распространило сообщение о том, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) на совещании 5 марта приняло решение вернуться к рассмотрению всех вариантов размещения нового иркутского аэропорта. Противниками размещения объекта в нескольких километрах от Ангарска, в пади Ключевой, по причине возможного пересечения воздушного пространства трасс военных судов с Иркутского авиазавода и пассажирских самолётов стали Министерство обороны и Объединённая авиастроительная корпорация, в состав которой входит Иркутский завод НПК «Иркут», где ведётся сборка военных самолётов СУ.
В апреле 2007 года площадку в пади Ключевой согласовал Минтранс. Проект строительства аэропорта «Иркутск-Новый» был включён в федеральную адресную инвестиционную программу на 2008 — 2010 годы, предполагается направить на разработку проекта по строительству аэропорта в текущем году 125,3 млн. рублей. О претензиях Минобороны к выбранной площадке стало известно в декабре. Но заместитель главы администрации Иркутской области Юрий Дудников, комментируя ситуацию, сообщил тогда, что составлена новая схема разведения полётов гражданской и военной навигации, по которой будут передвигаться воздушные суда после запуска в эксплуатацию нового иркутского аэропорта. Для разведения гражданских и военных полётов было решено перенести вторую зону испытаний завода «Иркут» зеркально на север, заявил чиновник.
Пресс-секретарь НПК «Иркут» Елена Фёдорова подтвердила «Конкуренту», что у компании были серьёзные основания для критики выбранной площадки. «Неподалёку от неё находится полигон Минобороны, где проводятся испытания собираемых в Иркутске самолётов, — пояснила она. — В случае строительства аэропорта в пади Ключевой программам Минобороны будет нанесён серьезный ущерб». По словам Елены Фёдоровой, министерство предложило свою площадку — аэропорт гарнизона «Белая» в Усольском районе.
Возможны варианты
В связи с этим проектному институту «Дальаэропроект» и службе архитектуры области поручено рассмотреть все имеющиеся варианты, объективно оценить положительные и отрицательные стороны каждого. Вопрос размещения нового иркутского аэропорта планируется рассмотреть в апреле на заседании Правительства РФ. По словам главного архитектора ОАО «Иркутскгражданпроект» Владимира Распутина, в рассмотрении остаются 12 площадок, среди которых посёлки Коновалово, Пионерск, Поздняково, Оёк, падь Белая, разворот полосы в уже существующем аэропорту, падь Ключевая, Хомутово, Усть-Орда.
Сейчас «Иркутскгражданпроект» совместно с хабаровским отраслевым институтом «Дальаэропроект» занимается инвестиционным обоснованием строительства аэропорта «Иркутск-Новый». На 26 марта назначены общественные слушания по проекту. «Уверен, что падь Ключевая — наиболее приемлемый вариант, — сказал архитектор. — Аэропорт, построенный на данной площадке, будет находиться в центре формирующих агломерацию городов. Это даст толчок для развития новых поселений, автомобильных дорог, скоростного трамвая, туризма». В свою очередь глава Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин не смог скрыть разочарования, давая оценку происшедшим событиям. Он отметил, что площадка в пади Ключевой выгодно расположена по отношению к городам агломерации (27 км от Иркутска, 24 км от Ангарска, 23 км от Шелехова. — «Конкурент»), что даёт большие градостроительные перспективы развития областного авиатранспортного узла, ведь она находится вблизи развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивает необходимый пассажиропоток. Пересмотр площадки, по его мнению, ставит под угрозу строительство нового аэропорта и серьёзным образом осложняет комплексное развитие территории агломерации в рамках принятой концепции. «При таком развитии событий область теряет большие инвестиции, встречается с жёсткими ограничениями в развитии экономики», — сказал он.
Тема переноса аэропорта за городскую черту актуализировалась после крушения аэробуса в июле 2006 года. Специалисты заговорили о строительстве аэропорта «Иркутск-Новый». Стоимость проекта оценена в сумму порядка 50 млрд. рублей. Из федерального бюджета должны будут поступить средства на взлётно-посадочную полосу и инфраструктуру — около 30 млрд. рублей. Остальные объекты будут построены на средства региона и частные инвестиции.
Заместитель главы администрации Иркутской области Константин Жаботинский также считает, что решение о переносе аэропорта «Иркутск-Новый» из пади Ключевой может негативно отразиться на проекте агломерации. Говоря о варианте размещения аэропорта в пади Белой, вице-губернатор отметил, что он — ярый противник такого решения. Он подчеркнул, что «на падь Ключевую уже получено 32 согласования из 33 необходимых». Кроме того, аэропорт в Белой, по его мнению, будет стоить в два раза дороже, чем под Ангарском.
Депутат Государственной думы Сергей Колесников, который принимал участие в обсуждении площадок для нового аэропорта с 1991 года, напротив, не является сторонником его строительства под Ангарском, потому что в этом районе «базируются средства ПВО и другие, скажем так, более продвинутые». Вариант размещения аэропорта в Усольском районе также показался нашему собеседнику нелогичным. «Усолье находится в 150 км от областного центра и в 180 км от Байкала, — отмечает он. — Вряд ли иностранцы захотят ехать ещё почти 200 км от аэропорта до озера. В то время как площадка в Усть-Ордынском округе всего в 70 км от областного центра. Там удобнее с точки зрения сейсмики.»
Всё чаще звучат мнения экспертов о необходимости сохранения действующего аэропорта. «В Белой, например, туманы — не меньшая проблема, чем для существующего аэропорта. Зачем нужен такой аэропорт, да ещё и на значительном расстоянии от областного центра?» — заметил один из наших собеседников. «Старый аэропорт довольно удобен, к тому же взлёт и посадка происходят вне города, но необходимо удлинить полосу», — поддержал его Колесников.
Проигранный хаб
Судьба Иркутского аэропорта не прояснилась и на заседании Правительства 6 марта, где рассматривалась концепция развития отечественной аэродромной сети на период до 2020 года. Иркутск ни разу не прозвучал в докладе главы Минтранса Игоря Левитина. Между тем в нём глава ведомства обозначил крупные авиаузлы. Сейчас в качестве мультимодальных логистических центров рассматриваются три московских аэропорта (Шереметьево, Внуково, Домодедово), аэродром Кольцово в Екатеринбурге, Толмачёво в Новосибирске и Емельяново в Красноярске, сообщили в пресс-службе министерства «Конкуренту», комментируя итоги совещания. Но, как пояснил начальник пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов, концепция ещё окончательно не утверждена, поэтому неизвестно, изменится ли количество хабов.
«Иркутский аэропорт имеет все шансы попасть в число хабов прежде всего по причине своего наиболее удачного географического положения, — считает директор консалтинговой компании INFOMOST Борис Рыбак. — Однако если это не случится, то, конечно, во многом он проиграет. Для хабов предусмотрено бюджетное финансирование на реконструкцию взлётно-посадочной полосы, замену оборудования. Возможно, этим аэропортам достанутся ещё и другие бонусы». Однако в ФГУП «Аэропорт Иркутск» и не рассчитывают, что в процессе доработки концепции предприятие попадёт в число хабов. «В составе предприятия нет собственного крупного авиаперевозчика, а это одно из главных условий для получения статуса, — заявили в администрации ФГУП. — Иркутская область по большому счёту ничего не потеряет. На сегодняшний день маршрутная сеть Иркутского аэропорта составляет 92 направления, из них 22 — международные. И это не предел. Мы работаем над дальнейшим развитием географии полётов. Поэтому на пассажирские и грузовые перевозки статус хаба особого влияния в нашем случае не окажет. Мы не ожидаем оттока авиакомпаний, работающих с нами сегодня, и не ожидаем сокращения количества рейсов, а наоборот, ожидаем развития авиасвязей. По большому счёту, нельзя судить о роли и значении Иркутского аэропорта в государственных масштабах, исходя только из одной концепции».
Пока Иркутский аэропорт, согласно документу, входит в опорную сеть, состоящую из 117 аэродромов. «Положительно, что ФГУП «Аэропорт Иркутск» попал в этот перечень, — отметил Борис Рыбак. — Это даёт ему как минимум то, что его не закроют, так как, согласно концепции, предусмотрена реорганизация и закрытие части аэродромов, которые не вошли в опорную сеть».
«Концепцию аэродромной сети планируется доработать в течение месяца, изменения могут коснуться инструментов регулирования отдельных видов деятельности в аэропортах и уточнения понятия «аэродром федерального значения», но уж никак не списка хабов», — отметил источник в Минтрансе. Это значит, что Иркутская область выпадает из гонки за создание на своей территории крупного логистического центра. Иркутск без борьбы отдал Красноярску статус хаба, который мог бы способствовать развитию экономики региона за счёт более активных контактов с другими областями, с сожалением отметил один из наших экспертов. Может быть, потому, что воевать пришлось на двух фронтах, главным образом за площадку нового аэропорта, предположил он.