издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Улыбка «Госпожи удачи»

Гатчина и её окрестности связаны с именами В. Жуковского, А. Пушкина, И. Крылова, Н. Гнедича, М. Салтыкова-Щедрина, А. Куприна, М. Горького, А. Грина, И. Бродского, М. Ипполитова-Иванова, Н. Римского-Корсакова, И. Крамского, И. Шишкина — можно ещё долго перечислять имена великих писателей, художников, композиторов, живших и творивших здесь. Имеет город отношение и к прошлому кинематографа. В 1896 году здесь проходили съёмки первой документальной ленты, посвящённой восшествию на престол Николая II. В этих местах снято более 100 документальных, научно-популярных, художественных фильмов («Александр Суворов», «Софья Перовская», «Открытая книга», «Левша»).

С 1995 года в Гатчине ежегодно проходит некоммерческий российский кинофестиваль «Литература и кино», благороднейшая цель которого — сохранение национальной культуры, прежде всего в области киноискусства и литературы. Участники фестиваля — фильмы-экранизации или картины, созданные по мотивам литературных произведений. Нынче свои новые работы представили режиссёры Станислав Говорухин, Владимир Грамматиков, Юрий Кара, Владимир Фокин. Жюри возглавил известный кинорежиссёр Владимир Хотиненко («Гибель империи», «72 метра», «1612»). Президентом фестиваля ранее был писатель Даниил Гранин, но по состоянию здоровья он не смог приехать в Гатчину, и его сменила народная артистка России Светлана Крючкова.

Открылся фестиваль анимационным фильмом «Моя любовь» Александра Петрова по роману И. Шмелёва «История любовная». И одновременно начала работу выставка рисунков режиссёра-художника. Как известно, лента выдвигалась на «Оскар». Петров — единственный русский режиссёр, четырежды номинированный на эту престижную премию (и получил её за фильм «Старик и море»). Три с половиной года ушли на «Мою любовь», которая продолжается всего 26 минут. Это самый длинный мультипликационный фильм, полностью нарисованный вручную.

Вызвал повышенный интерес зрителей и журналистов фильм В. Фокина «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны» по повести Л. Улицкой. Ему уже больше года, но в прокате он не появился. Даже актёры, снявшиеся в нём, долго не имели возможности увидеть «конечный продукт» своего труда. Почему? Ходили слухи, что связано это было с тяжёлой болезнью Александра Абдулова, сыгравшего главную роль — умирающего художника Алика.

— Жуткая ерунда! На этом всласть отыгралась «жёлтая пресса», — ответил на мой вопрос режиссёр. — В силу каких-то загадочных обстоятельств фильм не был ни на одном кинофестивале. Вокруг него — козни, дрязги. Всё это странно и непостижимо для меня. Наверное, кому-то выгодно не замечать картину.

Продвижение фильма в прокат часто тормозят его правообладатели. Об этом же говорил и режиссёр Владимир Грамматиков («Усатый нянь», «Шла собака по роялю»): «Сегодня правообладание — вещь загадочная, вроде Бермудского треугольника». Грамматиков представил свою последнюю работу — «Тайну сибирской княжны» по повести Лидии Чарской. Фильм снят в 2006 году, но его мало кто видел (только на четырёх фестивалях, где получил четыре приза). Кстати, режиссёр упомянул на встрече со зрителями о том, что творчество замечательной писательницы долгие годы было забыто и первыми вспомнили о ней иркутские и новосибирские издатели. На пресс-конференции Грамматиков рассказал журналистам о том, что сейчас практически невозможно пробиться в кинотеатры с картиной для детей, а Фокин констатировал, что слухи о возрождении российского кино, и в частности детского, сильно преувеличены.

По традиции московские и петербургские журналисты, писатели, кинокритики, киноведы собрались за «круглым столом» в центральной городской библиотеке им. А. Куприна, темой которого нынче стала «Свобода творчества и литературные произведения на экране».

Были подготовлены несколько ретроспективных программ — к 100-летию российского кино и к 60-летию Госфильмофонда России, к 90-летию киностудии «Ленфильм», к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого, к 70-летию известного петербургского режиссёра Алексея Германа. Можно было посмотреть знаменитые ленфильмовские картины «Человек-амфибия», «Старик Хоттабыч», «Три толстяка», лучшие советские мультики, несколько мировых экранизаций «Анны Карениной», американское кино 30-40-х годов.

Полные залы собирались на творческий вечер-концерт Дмитрия Харатьяна, поэтический — Светланы Крючковой (он проходил в исторических интерьерах Приоратского дворца), на гала-концерты, посвящённые 100-летию российского кинематографа, вечер «Звезда пленительного Шварца». Выдающийся композитор Исаак Шварц 40 лет живёт «отшельником» в Гатчинском районе, стал даже Почётным гражданином Ленинградской области. Он написал музыку более чем к 100 кинофильмам, награждён тремя «Никами», все знают его песни «Не обещайте деве юной любови вечной на земле…», «Две странницы вечных — любовь и разлука…», «Госпожа удача».

Композитор Александр Журбин, член жюри фестиваля, признался, что песню «Тучи в голубом» к телефильму «Московская сага» написал под влиянием музыки Шварца:

— Мы все его ученики, все его обожаем!

Состоялся и творческий вечер Журбина, после которого виновнику торжества пришлось долго раздавать автографы на своей новой книге «Орфей, Эвридика и я» (её раскупили влёт!).

В конкурсной программе «Игровое кино» участвовали 13 фильмов. Гран-при фестиваля — «Гранатовый браслет» (великолепие из серебра, гранатов, горного хрусталя, змеевика) — вручили режиссёру Станиславу Говорухину за фильм «Артистка». Приз зрительских симпатий имени народной артистки СССР Клары Лучко также достался этой картине. Отметили призом и Евгению Добровольскую, сыгравшую у Говорухина главную роль. Зал на «Артистке» был переполнен, и по просьбам зрителей фильм показали ещё дважды.

Денежную премию лауреат передал гатчинским сельским библиотекам. А членов жюри поблагодарил:

— Первый раз встречаю на фестивале такое щедрое и великодушное жюри! Не дождусь следующего года, у меня как раз будет готова новая картина по замечательному произведению…

Приз за лучшую режиссуру присуждён Павлу Чухраю за фильм «Русская игра», поставленный по мотивам пьесы Н.В. Гоголя «Игроки». За операторскую работу отметили Михаила Кричмана («Изгнание» Андрея Звягинцева). В этом же фильме оказался и победитель в номинации «Лучшая мужская роль» — актёр Александр Балуев.

Лучшим фильмом для детей назвали «Золотой полоз», поставленный режиссёром Владимиром Макеранцем по мотивам сказов П. Бажова. Работу «Андрей Битов. Писатель в полуписьменном мире» режиссёра Сергея Головецкого выбрали победителем среди неигровых картин. За музыку поощрили композитора Владимира Дашкевича («Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны»).

Лучшим режиссёрским дебютом посчитали фильм Евы Нейман «У реки» по рассказу Ф. Горенштейна.

Приз читательского жюри, которое уже несколько лет подряд возглавляет известный эссеист, литературный критик Лев Аннинский, единогласно присудили фильму Дмитрия Томашпольского «Луна в зените» об Анне Ахматовой, поставленному по биографическим заметкам и показанному вне конкурса. «Ахматова была существом трудным в общении, менялась в течение жизни. Нелегко собрать воедино несколько её обликов. Авторам это удалось с помощью двух актрис — Светланы Свирко, сыгравшей поэтессу в младости, и Светланы Крючковой — в старости. Я с лёгкой душой от имени нашего жюри даю премию этому фильму, коллективу — памяти Ахматовой, памяти её несчастий — с формулировкой «за попытку понять таинственную суть поэзии Анны Ахматовой и объяснить трагические повороты её судьбы», — сказал Аннинский.

— Хочу низко поклониться читательскому жюри за то, что оно защитило Анну Андреевну. Зрителям она нужна, — заметила Светлана Крючкова. — Фильм не показывает ни один телевизионный канал, недавно его сняли с «Культуры», это страшно, и быть этого не должно.

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков достался Марине Разбежкиной, снявшей драму «Яр» по мотивам повести С. Есенина. В отличие от читательского жюри, критики единодушны не были, но тем не менее отдали своего чёрно-белого слона «тёмному, мрачному фильму, в котором есть нечто такое, чего нет в других».

Газета «Культура», один из учредителей Гатчинского кинофестиваля, передала свой приз режиссёру фильмов «А пейзаж безупречен…» и «Москвадва» Максиму Гурееву — «за поиски нового языка в кинодокументалистике».

Объявляя фестиваль закрытым, его президент Светлана Крючкова сказала:

— Наш фестиваль хранит память народа, говорящего, читающего и пишущего на русском языке. Поэтому будем жить долго!

На снимке Елены Мулиной: режиссёр Станислав Говорухин получил «Гранатовый браслет»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры