Выборы по талону
В Иркутской области было выдано рекордное число открепительных
Иркутская область вошла в число российских рекордсменов в голосовании по открепительным, считает ассоциация «Голос». Количество выданных удостоверений на 17 тысяч больше, чем на референдуме по объединению. Наблюдатели считают, что, обеспечивая явку, регштаб перебрал с административным ресурсом. Результат — в облизбирком и прокуратуру направлено несколько жалоб от региональных коммунистов о принуждении студентов и работников УВД отдавать свои голоса коллективно. «Таких фактов не выявлено», — уже заявили в прокуратуре.
Явка на выборах превысила показатели прошлой президентской кампании на 12,37% и составила 64,77%. Это всего на 4,13% меньше, чем рекорд двухгодичной давности на референдуме по объединению. «Конкретных задач по цифрам не было, — заявил «Конкуренту» источник в обладминистрации. – Главное, чтобы было не хуже, чем в думской кампании». Рекорд поставил Баяндаевский район с 95,6%. Близкий к этому результат дал Черемховский район – 90, 31%. А вот в Ангарске и Усолье-Сибирском – всего 55,54 и 53, 43% соответственно. Секретарь ИРО «Единая Россия» Константин Зайцев, комментируя итоги выборов в Ангарске, заявил: «Видимо, им не хватило интриги, которая явно была 2 декабря».
Свои голоса Дмитрию Медведеву отдали 61,24% явившихся на выборы, что почти на 9% ниже, чем в среднем по России. Иркутские избиратели явили чудо коллективизма — в 2004 году Владимир Путин взял тот же 61%. Правда, тогда Приангарье оказалось вторым с конца. Сегодня есть регионы, которые своим голосованием подняли Иркутск выше по таблице. По Сибирскому федеральному округу Хакасия и Алтайский край дали чуть более 60%, а Омск — только 57%.
Владимир Жириновский в регионе получил 14,05% (почти на 5% выше среднего по России), Андрей Богданов — 1,65% (0,36%). По симпатиям к Зюганову Иркутская область отстала от абсолютного лидера СФО (Новосибирской области) всего на 2,71% (21,82%). «По Зюганову мы находимся в числе российских лидеров, а по Медведеву – в числе аутсайдеров. И я уверен, это взаимосвязанные вещи», — резюмировал первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко.
Наблюдатели полагают, что в нынешней кампании иного и быть не могло. Региональным штабам «Единой России» связали руки. Федералы взяли на себя агитацию по Медведеву, оставив регионам только явку, отметил политолог Алексей Мазур. Центр приложил максимум усилий, чтобы повысить явку в «провальных» регионах. Так, неожиданно «выстрелили» Санкт-Петербург и Хабаровский край. Но эта борьба за привлечение на выборы родила казусы. К примеру, в Омске при рекордной явке – самый низкий в СФО процент голосования за Медведева. «Региональных штабов как таковых просто не было, — отметил источник «Конкурента» в «Сером доме». – Был единый – в Москве. Плюс «инициативные группы» на базе администраций. Нам не дали проводить свою кампанию. Поэтому коммунисты увели часть электората». Пока единороссы обеспечивали явку, КПРФ успела распространить около 1,5 млн. экземпляров печатной продукции, рассказал Сергей Левченко. Впрочем, Константин Зайцев заявил, что партия всё равно «довольна результатами». «Впервые нам удалось провести своего кандидата в президенты», — похвастался предводитель региональных «медведей».
Пограничное состояние
«Конкурент» решил узнать, как голосовали пациенты областной психиатрической больницы и совпадает ли их мнение с данными «условно здорового» населения. «У медиков есть такое понятие – пограничное состояние, – улыбнулся вопросу «Конкурента» глава облизбиркома Виктор Игнатенко. — И многие из нас в нём находятся». Пациенты голосовали на участке № 702 вместе с госпиталем ветеранов войн и труда и детским домом-интернатом для умственно отсталых детей № 1. Свою волю 134 медика и пациента выразили коллективно в переносные урны. Эта группа составила одну пятую от пришедших на участок.
Как оказалось, люди в «пограничном состоянии» и старички не очень-то жалуют преемника Путина. Он победил на участке с 56,4%, приблизившись к самым низким результатам по России. Зато Геннадий Зюганов преодолел заветную «четверть» и взял 27,1%. «Хорошо, что сейчас у нас идёт здоровая тенденция и Жириновский по России получил меньше», – облегчённо вздохнул Сергей Левченко. Действительно, «буйный» Владимир Жириновский в этой аудитории явно непопулярен – он недобрал полтора процента до областного. Зато Андрей Богданов нашёл свой электорат – 3,6%.
Впрочем, Сергей Левченко рано радовался. Мы взяли участок № 584, где голосовали студенты Иркутского госуниверситета. В этой среде Медведев явно фаворит — 66,5% голосов, Зюганов взял 17,8%. А вот Жириновский понравился психически здоровым даже больше, чем лечащимся, – 15,09%. «Вымышленный персонаж» Богданов близок студентам политеха. Студенты ИГУ отдали ему только 3%. Зато у технарей Великий мастер Великой ложи России по участку № 664 получил 4,5%.
В пограничное состояние на выборах впала и одна из жительниц Шелехова. Когда ей почему-то не дали унести с участка бюллетень, дама зажевала половинку. Недействительными были признаны 14,4 тыс. бюллетеней (на выборах в Госдуму — 12,6 тысячи). По мнению Виктора Игнатенко, эти 1,2% укладываются в среднестатистические. Лидерами оказались крупные территории – Иркутск, Ангарск, Братск. Люди писали напутствие властям: «Пока не будет дорог, фиг вам!», и давали оценку кандидатам: «Все козлы!». Кстати, на участке областной психбольницы были испорчены тоже «среднестатистические» 1,4% бюллетеней.
Волен открепиться
Информагентство «Прима-плюс» со ссылкой на ассоциацию «Голос» сообщает, что наш регион вошёл в число тех, где происходило «массовое голосование» по открепительным. С талонами, по версии «Голоса», на участки пришли 9% избирателей. Если верить этому, мы приблизились к Республике Марий Эл, где десятая часть голосовавших получила «билетики». А вот официальные данные: в думской кампании облизбирком выдал 11 тыс. талонов, а в 2004 году на президентских выборах по открепительным голосовали 9 тыс. человек. Нынешние выборы с 55,3 тыс. открепительных «переплюнули» даже референдум по объединению, где было выдано 38,3 тыс. талонов.
По словам Виктора Игнатенко, на нынешних выборах участились случаи «административного маразма». Сергей Левченко был более резок: «Уровень давления превысил критический. Люди, которые спокойно снесли «талончики» в думской кампании, сейчас просто не выдержали». В день выборов в ТИКи коммунисты подали около двух десятков жалоб, шесть – в облизбирком. Правда, Виктор Игнатенко заявил, что их было четыре.
На «горячую линию» избиркома поступали звонки. Избиратели требовали «поставить им печать для начальства» о том, что они голосовали. Однако на жалобы КПРФ о выдаче календарей, подтверждающих голосование, ТИКи отвечали: «Фактов не выявлено». Между тем корреспондент «Конкурента» лично держал в руках календарь с печатью одного из избиркомов. Виктор Игнатенко заявил, что ещё до выборов предупредил все комиссии – «благодарственных писем» быть не должно. Однако, по информации «Конкурента», в одном из вузов Иркутска 3 марта в обмен на такие календари в деканате выдавали купоны с 5-процентной скидкой на покупки в сети бытовой техники.
В Шелехове и Шелеховском районе 2 марта голосовавшим выдавали купоны «бесплатной масленичной лотереи», утверждали в своей жалобе коммунисты. «Ни на участках, ни вблизи них таких фактов выявлено не было», — заявил Виктор Игнатенко. Однако в распоряжение «Конкурента» попала копия объявления о лотерее, опубликованного в шелеховской газете. Билет можно было получить 2 марта «у распространителей по прикреплению». Далее следовал перечень адресов, которые совпадают с адресами избирательных участков. Призы — холодильники, машины, утюги.
Видения коммунистов
«Выборы прошли без эксцессов», — резюмировали в областной прокуратуре. Однако ещё 21 февраля уполпредставитель КПРФ Владимир Примачок отправил обращение в прокуратуру. Как он утверждает, к коммунистам обратились студенты четырёх вузов – гостехуниверситета (ИрГТУ), медицинского университета (ИГМУ), сельскохозяйственной академии (ИГСХА) и Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП). Студенты жаловались, что их «в устной форме» заставляют брать открепительные удостоверения. С такой же жалобой, по словам Примачка, обратились и сотрудники городских УВД (надо отметить, что никто позже прокуратуре этого не подтвердил).
По обращению Примачка была проведена проверка. «Доводы, указанные в обращении, не подтвердились», — сообщила «Конкуренту» заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Иркутской области Любовь Ведерова. Однако руководители ИрГТУ, ИГМУ, Иркутского колледжа бизнеса, права и лесных технологий БГУЭП получили «в целях профилактики» предостережения о недопустимости нарушения избирательного законодательства (превентивная мера прокурорского реагирования без факта совершения правонарушения). Предостерегли и начальника УВД Иркутска, глав отделов УВД Ленинского, Октябрьского, Куйбышевского и Кировского районов.
Как подействовали эти меры, рассказал Сергей Левченко. 2 марта на участке № 601 «стихийно» собрались в один и тот же час тысяча сто студентов. В облизбиркоме заявили, что признаков «понуждения» студентов обнаружить не удалось. На участок № 681 студентов речного училища завезли коллективно, после чего они под оком «сопровождающего лица» совершили акт свободного волеизъявления, указывается в жалобе уполномоченного от КПРФ Валерия Неупокоева. Но и этот факт «не установлен». По словам Сергея Левченко, коммунисты намерены направить в прокуратуру ещё одну жалобу – в посёлке Большой Луг люди пришли в избирком и обнаружили, что уже давно проголосовали.
Впрочем, есть и обратная ситуация. Пенсионеры Николай и Светлана Эповы (посёлок Западный, село Хомутово в Иркутском районе) три года живут в «пограничном состоянии». У них временная прописка – идёт оформление земельных участков в собственность. Голосовать не может практически весь Западный (около 20 улиц). «Нас что, вообще в этой стране не существует?» – в сердцах заявила «Конкуренту» Светлана Эпова. В облизбиркоме ответили, что не могут помочь «временщикам» — закон не позволяет им голосовать. Пенсионерка тем временем собралась писать письмо президенту, которого не выбирала. «Пусть хоть он скажет, где наша Родина?» – заявила бабушка.