Район, приговорённый к смерти?
Уважаемая редакция! В сентябре минувшего года мне довелось побывать в посёлке горняков Витимский Мамско-Чуйского района. Этот удивительно красивый уголок я знаю непонаслышке. 28 лет, день в день, отработала заведующей клубом неподалёку, в бывшем посёлке Большой Северный. Теперь его нет и в помине. А там схоронены мои родные: муж Иван Алексеевич и отец – ветеран Великой Отечественной войны, кавалер трёх орденов Славы, мастер строительных работ Фёдор Прокопьевич Сарапулов.
То, что я увидела сейчас, не поддаётся никакому описанию. Ведь совсем недавно в том краю жизнь просто бурлила, била жизнерадостным ключом. И вот не стало заботливых человеческих рук, без которых даже природа изменила своё лицо. К примеру, была гора, и нет её – в самом прямом смысле слова. Раньше горняки в опасных местах делали отводы, и вода оставляла подземный грунт в покое, а теперь селевой поток, как на колёсах, «скатил» гору в реку Витим. Или: скопившаяся в забоях вода прорывается на свободу и уносит грунт вместе с оставшимися постройками тоже в Витим.
Не стало посёлка Большой Северный, на очереди посёлки Мусковит, Колотовка и Витимский. Все они как-то скукожились; дома пустеют, жители переселяются поплотнее. А кладбища быстро растут.
Этот Витимский куст в Мамско-Чуйском районе вот уже 12 лет возглавляет бывший горняк Александр Брониславович Сергий. Он уважаемый человек. И как же трудно, горько ему видеть те развалины, в которых выживают его односельчане! Он ведь старается в меру своих сил и возможностей хоть как-то помочь своим согражданам словом или делом. Даже организовал дом для престарелых, где проживали те люди, кому некуда и не к кому было выехать, а иным пожилым и вовсе не хочется трогаться с места. Однако руководству повыше эта идея молодого мэра не понравилась, и в один момент дом для престарелых закрыли. Но свою идею Александр Брониславович не оставил. Он считает, что на сегодняшний день для пожилых одиноких северян это выход из тупика.
Но общее впечатление от всего увиденного у меня очень грустное: в Мамско-Чуйском районе живёт дух разрушения. И не только того, что было выстроено раньше. Разрушаются человеческие души. Дом престарелых – хоть какой-то выход, ведь очередь на получение сертификатов или компенсаций на жильё уменьшится.
Но если по большому счёту, надо вывозить людей с Севера. Смотреть жутко на то, как всё вымирает, в том числе посёлки ГОКа «Мамслюда» и геолого-разведочных партий.
И ещё об одном, не менее главном. Я знаю, что в первую очередь, хотя и мало, но всё-таки получают бумаги на переселение участники Великой Отечественной войны и инвалиды. А что же делать тем, кто выработал северный и подземный стаж?! К примеру, у моего среднего сына, Геннадия Ивановича Зверева, стаж работы под землей равен четверти века. А северного и того больше. Он получил льготную пенсию, его жена-учительница тоже выработала северный и учительский стаж. А в общей очереди по Мамско-Чуйскому району на получение сертификатов на жильё они 1112-е! Это значит, что им не видать заслуженного льготного выезда и жилья на Большой земле, как своих ушей.
И таких семей только по Витимскому кусту около сотни. В каждой из них мужья, как и мой сын, вынуждены работать вдали от дома вахтовым методом от двух месяцев до года.
Так много говорится о решении жилищной проблемы северян. И так мало делается для её воплощения. А ведь в умирающем районе – живые люди, отдавшие той земле свои силы. Как же можно оставлять их на произвол судьбы?
Вера Фёдоровна ЗВЕРЕВА, ветеран труда, имеющая множество грамот и премий, занесённая в Книгу почёта Мамско-Чуйского района, кавалер медали «За трудовую доблесть». Лауреат II Всесоюзного фестиваля народного творчества. Город Братск.