Рождение музыки
Иркутскому губернаторскому симфоническому оркестру — 50 лет. Этой юбилейной дате посвящены многочисленные оркестровые программы 2008 года. Без малого два десятилетия коллектив возглавляет главный дирижёр Олег Зверев. После одной из напряжённых оркестровых репетиций дирижёр ответил на вопросы нашего корреспондента.
— Олег Евгеньевич, с какими событиями в вашей жизни связан пятидесятилетний юбилей главного симфонического оркестра области?
— Я возглавил этот коллектив в 1990 году, когда мне было 40 лет. Кажется, с тех пор прошла целая вечность. Время было непростое, особенно для деятелей культуры. Здесь, в Иркутской филармонии, ещё в советское время работало немало крупных дирижёров. Они заложили хорошую базу оркестрового исполнительства, оркестровой культуры. Эти добрые традиции необходимо было развивать и приумножать, чем я, собственно, и занимался все эти годы.
С другой стороны, начало 90-х годов было кризисным временем для оркестра Иркутской филармонии. Целый год коллектив существовал без главного дирижёра, и этот факт, безусловно, отразился на качестве исполнения симфонической музыки. Были и определённые финансовые трудности, люди несколько месяцев не получали зарплату. Словом, ещё раз повторюсь, работать было непросто. Тем не менее нам удалось не только сохранить коллектив, но даже увеличить его численный состав. Большую роль в сохранении Иркутского симфонического оркестра, укрепления его финансовой базы сыграли — последовательно — губернаторы области Юрий Ножиков, Борис Говорин и нынешний — Александр Тишанин. Немало сделала для поддержки и развития симфонического оркестра Иркутской филармонии руководитель управления культуры области Вера Ивановна Кутищева. В 2000 году этот коллектив получил почётное звание губернаторского.
Ещё один немаловажный фактор. В начале 90-х годов оркестр Иркутской филармонии был малочисленным, по сути камерным, насчитывал 51 исполнителя. Как, впрочем, и публика — нередки были концерты, собиравшие от силы пять-шесть десятков слушателей. Благодаря усилиям оркестра, главного дирижёра и власти удалось многое изменить. Появилась своя публика, люди постепенно потянулись на концерты симфонической музыки, поняли её большое художественное значение. Начались аншлаги, которые теперь обычное явление.
Очень важно, что в те годы мы проводили большие совместные концертные акции с ведущими мировыми оперными театрами: итальянским «Ла Скала», Мариинским и Большим театрами. Это, конечно, стоило огромных денег, но во второй половине 90-х удавалось, к счастью, решить финансовые вопросы, и в Иркутск приезжали замечательные мастера оперного пения. Концертные постановки «Пиковой дамы» Чайковского, «Аиды» Верди, «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Севильского цирюльника» Россини, «Бориса Годунова» Мусоргского, осуществлённые совместно с Иркутской хоровой капеллой, становились культурными событиями огромного значения. Газета «Культура», которая тогда издавалась в Иркутске, писала: аплодисменты после исполнения «Бориса Годунова», например, продолжались 25 минут!
Кроме оперных спектаклей, в моём творческом багаже постановки мессы Solemnis Бетховена, «Реквиема» Моцарта, «Реквиема» Верди и «Реквиема» Форе. Моя мечта — исполнение 9 симфонии Бетховена. Этот огромный проект стоит очень больших денег, но уверен, что задуманная постановка будет успешно осуществлена.
— Какие проблемы, наряду с уже обозначенными, приходилось решать вам как главному дирижёру в последнее десятилетие минувшего века?
— Безусловно, вопросы укрепления материальной базы оркестра. Без этого мы не смогли бы сохранить коллектив. Ещё раз повторю, что помощь всех трёх губернаторов, которые возглавляли область и в последнее десятилетие ХХ века, и в первые годы XXI, сыграла решающую роль. Наш оркестр — один из немногих подобных коллективов страны, которые укомплектованы лучшими инструментами ведущих мировых фирм: японскими, немецкими, американскими. Недавно получили прекрасный комплект специальных труб D, которые обозначены в симфониях Бетховена, только что получен комплект американских ударных инструментов. Это огромное дело для музыкантов.
— Расскажите, пожалуйста, о вашем собственном пути в искусство дирижирования.
— Я окончил факультет оркестрового дирижирования Ленинградской консерватории в 1976 году, учился у замечательных педагогов — Георгия Ерженского и Ильи Мусина. Спустя семь лет, в 83-м году, получил образование как оперно-симфонический дирижёр. Ленинград, теперь Петербург, — один из центров мировой культуры, понимание которой очень важное условие для воспитания дирижёра. В те годы я увлекался живописью, посещал множество разных выставок, музеев и т.п. Конечно, не пропускал практически ни одного концерта великого дирижёра Евгения Мравинского, это замечательная дирижёрская школа. Почти сразу после окончания консерватории получил должность главного дирижёра Алтайского симфонического оркестра, где проработал с 1984 по 1988 год. Через два года возглавил симфонический оркестр Иркутской филармонии. Я не люблю менять место работы, для меня творчески очень важна длительная, постоянная работа с одним коллективом.
Тем не менее считаю, что гастрольные поездки играют большую роль в творчестве дирижёра. Я гастролировал в Германии, Бельгии, США, Канаде. В Австралии (Мельбурн) вёл дирижёрский мастер-класс, был приглашён на первый фестиваль имени Малера, который проходил там же, в Мельбурне, продирижировал Первой симфонией Дмитрия Шостаковича. По сути, познакомил эту аудиторию с замечательным произведением великого русского композитора. В 1995 году читал цикл лекций о дирижировании в Америке (университет штата Оригона).
— Творчество каких композиторов вам наиболее близко?
— Если говорить о моих творческих предпочтениях, то скажу так: дорого то произведение, над которым я в данный момент работаю. Но в более глубоком смысле это, конечно, великий русский симфонист Пётр Ильич Чайковский и немецкий гений Людвиг ван Бетховен.
— Недавно в Иркутской филармонии прозвучала «Весна священная» Стравинского. С чем связано ваше обращение к этому выдающемуся произведению русского музыкального авангарда начала прошлого века?
— Давно мечтал исполнить это действительно выдающееся произведение, написанное, как известно, для Дягилевских сезонов в Париже. Его считают к тому же самым сложным произведением для симфонического оркестра. Для нас это определённый рубеж. По общему мнению, мы неплохо справились с этой сложнейшей задачей, музыканты хорошо поработали и ещё раз продемонстрировали свой высокий профессиональный уровень.
— В Иркутск приезжает немало российских и зарубежных дирижёров. Как вы оцениваете их мастерство, насколько важно возглавляемому вами коллективу работать с другими мастерами дирижёрского искусства?
— Иркутский симфонический имеет хорошее свойство: он вбирает все лучшие качества дирижёров-гастролёров. У нас есть цикл концертов под названием «Главные дирижёры западно-европейских симфонических оркестров», в рамках которого не так давно состоялся концерт немецкого дирижёра Фрасса, ожидаем также приезд его соотечественника Зайцера. Они оба исполняют немецкую музыку. Важно, что оркестр имеет возможность работать с европейскими дирижёрами, впитывать черты европейской, в том числе немецкой, музыкальной культуры.
— Вы много раз выступали с концертами симфонической музыки в Германии. С чем связаны эти факты вашей творческой биографии?
— Действительно, я поклонник и немецкой музыки, и немецкой культуры в целом. На мой взгляд, эта нация является хорошим примером для других народов в смысле общекультурного развития, отношения к своим традициям, духовным ценностям и тому подобным вещам. К тому же я вхожу в состав Вагнеровского музыкального общества, что для меня и почётно и важно.
Симфоническая музыка очень востребована в этой стране, как, впрочем, и духовая, вокально-хоровая и так далее. Немецкая слушательская аудитория воспитанная, чуткая и доброжелательная, она умеет ценить настоящее искусство.
В апреле Иркутский губернаторский оркестр отправится в большое концертное турне по городам Германии. Нам предстоит сыграть пять больших концертов в пяти немецких городах, это условие приглашающей стороны. Получить такой ангажемент почётно и ответственно, надо выдержать огромную конкуренцию. Приглашающая сторона оплачивает все расходы на своей территории (это международная практика), в том числе гостиницу для 95 человек, транспорт, залы, рекламу, гонорары, суточные — вполне профессиональные условия. Нам предстоит огромная, очень нелёгкая работа, надеемся, что она будет успешно выполнена.
— Какие произведения в исполнении Иркутского симфонического оркестра услышат поклонники музыки в Германии?
— Везём большую программу русской классики. В знаменитом Втором концерте для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова будет солировать наш земляк Денис Мацуев. Среди крупных симфонических произведений — Шестая симфония Чайковского, его же увертюра-фантазия «Франческа да Римини», увертюра «1812 год», которую планируем исполнить вместе с немецким духовым оркестром. Кроме русской программы, будет исполнен Третий концерт для скрипки с оркестром Сен-Санса. Приятно, что бургомистр города Марктобердорф, где состоится последний, пятый, концерт нашего турне, намерен устроить праздник с большим фейерверком в честь пятидесятилетия Иркутского губернаторского симфонического оркестра. Такое отношение к работе музыкантов служит источником радости и вдохновения.
— Пятидесятилетие губернаторского симфонического оркестра совпало с Годом культуры в Иркутской области — знаменательное, на мой взгляд, совпадение. Какие планы у вас как главного дирижёра оркестра в этой связи?
— Весьма серьёзные. С сентября по декабрь нынешнего года пройдёт фестиваль симфонической музыки, посвящённый пятидесятилетию нашего коллектива. Концерты состоятся, разумеется, на сцене Иркутской областной филармонии, в них будут участвовать победители конкурса Чайковского. Золотой медалист конкурса Денис Шаповалов согласился не только участвовать в нашем фестивале, но и стать его продюсером. Четыре больших фестивальных концерта станут прекрасным подарком для всех поклонников симфонической музыки.
Беседовала Ирина АЛЕКСЕЕВА
НА СНИМКЕ: идёт репетиция. За дирижёрским пультом О.Е. Зверев
Фото Егора СОБОЛЕВА