издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Древний кетчуп

  • Автор: Александр КРЮКОВ, адвокат

После тяжёлого трудового дня Алексей возвращался домой, мечтая о приятном ужине с супругой и лапочкой-дочкой. По пути он зашёл в супермаркет «Сарделька», что в микрорайоне Университетский, где помимо прочих товаров купил кетчуп Таврический «Дядя Ваня». Когда ужин подоспел, Алексей с нетерпением открыл сковородку, где ещё шипело свежеприготовленное мясо, добавил туда кетчуп и… Приготовленное с любовью блюдо вызвало у них с женой, мягко говоря, неприятные ощущения, а дочку вообще побоялись кормить. Виной всему оказался кетчуп, просроченный более чем на год. Вечер был испорчен. Когда Алексей пришёл в магазин разобраться с ситуацией, его обвинили в «потребительском экстремизме» и пригрозили, что если он и дальше будет продолжать «качать права», то его выставит охрана. Знакомая ситуация?

Действительно, как быть, если с вашего сотового телефона уходят деньги при том, что вы не сделали ни одного звонка? Если новые ботинки развалились на следующий день, а продавец говорит, что хозяева торговой точки отдыхают за границей и неизвестно, когда приедут? И кто такие, в конце концов, «потребительские экстремисты» (чуть ли не террористы)?

Такое страшное название получили люди, которые недобросовестно используют права потребителя — применяют знания закона для постоянного и, что немаловажно, систематического улучшения своего благосостояния за счёт продавца (исполнителя). Суть их претензий может быть проста. Например, кофе подан слишком горячим. Или: в рекламе автомобиль превращается в крокодила, а у меня не превратился. В инструкции к микроволновке не написано, что там нельзя сушить кошку, и так далее. Но главным является тот факт, что «экстремисты» используют закон против добросовестного предпринимателя. Предприниматель же, стремящийся облапошить своих клиентов, не умеющий нормально организовать дело, вряд ли имеет право называться добросовестным. Вместо доброй совести у него холодный расчёт: выжать максимальную прибыль любыми способами, а дальше хоть трава не расти. Да, он не совершает грабежей, не ворует кошельки. Но он «наваривается», обманывая людей, которые ему доверяют, – потребителей.

Чтобы не попасть в лапы таких беспринципных предпринимателей, нужно быть внимательным. Но если неприятность уже случилась, пора действовать. Давайте посмотрим, какие права даёт нам Закон «О защите прав потребителей». Статья 5 гласит: «…На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности. Продажа товара по истечении установленного срока годности или такого, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается». Только за это продавца можно уже привлечь к ответственности.

Но что делать с самим товаром? Статья 18 этого закона позволяет потребителю, обнаружившему в товаре недостатки, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула) либо подобный с соответствующим перерасчётом, соразмерного уменьшения цены либо безвозмездного устранения дефектов (возмещения расходов на их исправление). А можно вообще отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать деньги назад.

При этом потребителю обязаны по его требованию полностью возместить убытки. Обратите внимание, это очень важно: можно выдвинуть любое из перечисленных требований. Не обязательно, например, менять плохой товар на хороший, можно сразу вернуть деньги. И потребовать возмещения убытков (хотя бы стоимость проезда до магазина)!

Но давайте опустимся на землю. В законе, конечно, написано красиво. Но только наивный человек поверит, что продавец-мошенник сразу выполнит все его требования и извинится. Скорее всего, покупателю откажут, а если он начнёт скандалить, то его вышвырнет охрана. Могут ещё и милицию вызвать. Будут утверждать, будто товар у них самого высокого качества, а то, что принёс потребитель, было из другого места.

Давайте посмотрим, что сделал Алексей. Будучи не робкого десятка, он не поленился и написал исковое заявление в суд. Судебный процесс из-за кетчупа стоимостью 19 руб., который проходил на 3 судебном участке Октябрьского округа г. Иркутска, развивался как детектив.

Ответчик занял позицию, не подкупающую своей уникальностью: «Этот кетчуп куплен не у нас». Магазин, мол, находился на ремонте, после ремонта все товары закуплены свежие, о чём свидетельствуют документы. Качество продуктов проверяется и гарантируется. Поставки только централизованные, наличие «левого» товара исключается. Для доказательства своей позиции магазин представил три бутылки кетчупа «Дядя Ваня» из той партии, в которую входил, судя по дате приобретения, и купленный Алексеем. Итак, в суде осматриваются эти три бутылки. Приведём цитату из протокола судебного заседания.

Истец: «В ваших документах указано, что дата изготовления кетчупа 23 июня, а на бутылке – 10 июня. Почему даты разные?»

Представитель ответчика: «Не понимаю, почему так получилось…»

Как видите, магазин прибавил товару почти полмесяца срока годности. И при этом продолжал утверждать, что кетчуп куплен Алексеем в другом месте. Почему же тогда никто не оспаривал, что чек, представленный в суд, выдан именно этим магазином? Получается, Алексей купил в «Сардельке» нормальный товар, где-то нашёл полбутылки просроченного кетчупа и подал в суд иск, предоставив чек магазина. Ладно бы кетчуп стоил тысяч пять. Но его цена – 19 руб. Столько суеты из-за 19 рублей – просто бред.

Суд признал правоту за Алексеем и удовлетворил его требования. К слову сказать, магазин пригласил в суд журналистов полюбоваться на «экстремиста». Но, разобравшись в ситуации, журналисты не стали плясать под дудочку пищевого магната и объективно отразили в печати историю с пресловутым кетчупом.

Спрашивается, сколько таких алексеев по стране? А сколько из них обратились в суд? Никто, кроме нас самих, не приструнит жадных наглецов. Но! Как всё было на самом деле и что можно доказать в суде – это разные вещи. А что, если бы даты на этикетках и в документах магазина совпали? Если бы товаром был не кетчуп, а холодильник или шуба? Ситуация могла повернуться кардинально. Пришлось бы Алексею погасить судебные издержки, заплатить магазину за испорченную деловую репутацию, за труд адвокатов ответчика. Разочарованию не было бы предела. Поэтому прежде чем подать в суд, есть смысл написать жалобу, например, в управление Роспотребнадзора, отдел по защите прав потребителей, другие инстанции. Но, правда, там не вернут потраченных денег, не компенсируют моральный вред.

Если же вы всё-таки решили подать в суд исковое заявление, сначала лучше посоветоваться с юристом, узнать, есть ли у дела перспектива. Если нет — лучше воздержитесь, а то выйдет себе дороже. Но если есть, не ленитесь. Эти вопросы можно выяснить и в общественной организации по защите прав потребителей «Дельфин» (тел. 71-07-07), и в отделе того же назначения при администрации города Иркутска (тел.24-34-50), а также в управлении Роспотребнадзора (тел. 33-58-36).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры