Льготный проезд
Принудительная эвакуация автомобилей с этого лета может стать бесплатной
Не исключено, что в Иркутске принудительной транспортировкиавтомобилей не будет вовсе. В июле этого года планируется внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, согласно которым за принудительную эвакуацию не нужно будет платить. В этом случае прибыльный бизнес станет коммерчески невыгодным и единственная в Иркутске компания по эвакуации машин перестанет существовать. Мэрия пока не спешит по примеру Москвы создавать муниципальную службу.
Между тем автомобили иркутян продолжают активно вывозиться на штраф-площадку. На ритмичность доставки туда машин не влияют участившиеся жалобы на нарушение прав владельцев автотранспортных средств и даже выигранное в суде дело. По-прежнему ежедневно с улиц города эвакуируется в среднем по 50-60 автомобилей. В прокуратуре сегодня находится жалоба иркутянки, у которой машину эвакуировали вместе с ребёнком. В городе даже появились юристы, специализирующиеся на делах конфликтующих со службой принудительной транспортировки водителей.
Срочная эвакуация
В прошлом году за нарушение правил парковки 6,4 тысячи автомобилей побывали на иркутской штраф-площадке. В январе нынешнего года туда было доставлено около 600 машин. По словам заместителя начальника Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел (ГИБДД УВД) Иркутска Сергея Панченко, ежедневно на штраф-площадку доставляется до 50-60 автомобилей. Этот поток обеспечивают 12 эвакуаторов. 11 из них принадлежат службе ООО «Транспарк», которая с апреля прошлого года заключила договор с ГИБДД УВД Иркутска.
По признанию сотрудников ГИБДД, на количество доставляемых на штраф-площадку автомобилей не повлияли участившиеся жалобы автомобилистов. В основном они касаются случаев эвакуации неправильно припаркованного автомобиля в присутствии его владельца, что является незаконным. А иркутянин Алексей Лазуткин доказал в суде, что обвинение его в нарушении разметки и последующая транспортировка машины были необоснованны, так как знака «Остановка запрещена» не было видно из-за деревьев. Водитель, машину которого погрузили на эвакуатор в его присутствии, через минуту после того как он вышел из автомобиля, отсудил у государства 5 тыс. рублей за моральный ущерб и даже вернул деньги за принудительную доставку транспортного средства на штраф-площадку. Ещё хозяин незаконно эвакуированной машины потребовал у Министерства финансов выплатить сумму уплаченной госпошлины в размере 400 рублей.
Этот случай произошёл с ним в сентябре. Судебное решение в пользу автомобилиста было вынесено только в январе. Сотрудники Минфина, правда, заявили о необходимости отменить заочное решение суда и «рассмотреть дело по существу». На 28 марта назначено заседание по этому заявлению. Но Алексей Лазуткин уверен, что суд своё решение вряд ли изменит.
Сегодня в Иркутске появились даже юридические организации, которые специализируются на консультировании неудачливых водителей, чьи автомобили попали на штраф-площадку. Директор одной из таких фирм Сергей Прокопьев рассказал, что к нему обратилась автомобилистка, которая без верхней одежды вышла из машины в аптеку, а когда вернулась, машину вместе шубой и шапкой увезли на штраф-площадку. После безуспешной погони за эвакуатором девушка уехала домой, а машину с вещами забрала лишь на следующий день. На днях 20-летнего молодого человека буквально эвакуировали вместе с машиной. После обращения к руководству ГИБДД иркутянину вернули деньги. Но он не собирается останавливаться на достигнутом и намерен подать заявление о возмещении морального ущерба в суд. Жалобу в прокуратуру подала иркутянка, в машине которой во время эвакуации находился ребёнок. Прокуратура уже обратилась в ГИБДД за разъяснениями.
Избирательный процесс
«Эвакуаторы предназначены для того, чтоб помогать, а не мешать людям, — убеждён Сергей Прокопьев. — Транспортировать на штраф-площадку автомобиль разумно, если он стоит, например, в туннеле или на мосту. А эвакуаторщики специально гоняются за машинами». Автомобилисты жалуются, что чаще всего выбирают машины среднего класса, а недорогие или, наоборот, элитные не трогают. «Вы видели когда-нибудь, чтобы джип увезли?» — спрашивает один из иркутских водителей. Об избирательной работе иркутской эвакуации говорит и председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Иркутской области Сергей Курилов. Он сообщил, как однажды его автомобиль пытались эвакуировать со стоянки напротив областной администрации. «Почему-то депутатам Заксобрания не выдавали пропуска, и мне пришлось оставить машину во втором ряду, — рассказал Сергей Курилов. — Когда вернулся, автомобиль погружали на эвакуатор. Вначале на мои просьбы вернуть машину никто не обратил внимания, но когда меня узнали, автомобиль поставили на место». Однако депутат исходом дела остался не совсем доволен: «А что делать другим людям, которые не куриловы?».
Работников «Транспарка» защищает Сергей Панченко: «Я понимаю сотрудников службы, которые не хотят отдавать машину, когда она уже погружена на эвакуатор, а тут прибегает хозяин. Они же выполнили свою работу, её нужно оплатить». Иркутские автомобилисты рассказывают, что договориться полюбовно и «оплатить» такую работу, с тем чтобы машину не эвакуировали на штраф-площадку, можно. «Экспресс-оплата» составляет от 600 до полутора тысяч рублей.
Себестоимость услуги эвакуации в ГИБДД не озвучили. А в «Транспарке» вообще категорически отказались от любых комментариев, ссылаясь то на занятость, то на негативный опыт работы со СМИ. В итоге всю информацию о работе «Транспарка» пришлось узнавать у Сергея Панченко. Он согласилися с тем, что принудительная эвакуация — очень прибыльный бизнес. «Многие фирмы хотели бы заниматься этим, однако сейчас уже нет смысла начинать», — заявил Панченко.
С поправкой на местность
Дело в том, что с 1 июля 2008 года депутаты Госдумы планируют внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно этим поправкам, принудительная эвакуация должна стать бесплатной для граждан всех регионов России. По словам Сергея Панченко, если изменения вступят в силу, российские коммерческие структуры, оказывающие услуги по принудительной перевозке, прекратят своё существование, ведь это перестанет приносить прибыль. Эксперты «Конкурента» полагают, что в «Транспарке» серьёзно озабочены будущими изменениями кодекса.
Сотрудник пресс-службы департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов рассказал, что в Москве Городская служба перемещения транспортных средств работает на деньги муниципалитета, поэтому неправильно припаркованные машины на обочинах столицы не останутся. А в других регионах всё будет вводиться постепенно, предположил Дмитрий Лейбов. Как именно — надо интересоваться на местах, посоветовал он.
В Иркутске уверены, что брать на себя обязанности по финансированию службы принудительной эвакуации никто не будет. Начальник отдела правоохранительной работы управления правовой и кадровой работы аппарата мэра Иркутска Василий Игнатенко заявил, что слышит об этой инициативе депутатов впервые. Впрочем, чиновник убеждён, что в решении о поправках есть спорные моменты. Кроме того, «у нас в стране всё сложно принимается, поэтому давайте дождёмся поправок», — предложил Василий Игнатенко. Он отметил, что штрафные санкции от принудительной эвакуации поступают в городской бюджет, так что муниципалитет может ещё и потерять на нововведениях. В мэрии не сомневаются, что коммерческая служба эвакуации прекратит своё существование, однако кто в дальнейшем будет заниматься транспортировкой неправильно припаркованных машин, ещё не задумывались.
[ title=»Деньги» pos=»abs» width=»100%»]
Стоимость принудительного проезда машины на эвакуаторе в Иркутске составляет сегодня 1270 рублей. Добровольная эвакуация обходится в среднем в 1000 рублей за 15 километров в пределах города. Услуги хранения машины на площадке после первых трёх бесплатных часов пребывания оценены в 14 рублей в час. Провинившийся водитель должен заплатить штраф 300 рублей.