издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В Иркутск пришла «Весна священная»

  • Автор: Ирина ЧИЖОВА, музыковед, кандидат искусствоведения

Череда симфонических концертов, состоявшихся в зале Иркутской филармонии, продолжилась исполнением музыки, ранее слушателям малоизвестной. Ею стала музыка балета Игоря Стравинского «Весна священная», исполненная оркестром под управлением главного дирижёра Олега Зверева.

Сын выдающегося русского оперного певца Фёдора Стравинского, Игорь Стравинский (1882 г.) начал свою музыкальную жизнь под заботливым руководством Н.А. Римского-Корсакова. Ему было 28 лет, когда в Париже прозвучала очень яркая, красочная партитура балета «Жар-птица».

Это было начало головокружительной карьеры молодого музыканта, захватившего Париж необычайной смелостью и «варварской» красотой своей музыки. Через год – ещё более сочная партитура балета «Петрушка», в которой композитор с блестящим мастерством использовал русские песенные и плясовые темы. Наконец, в мае 1913 года в Париже состоялась премьера балета «Весна священная», вошедшая в историю современной музыки как одна из её важнейших вех. Сложнейшие полиритмические построения, беспрерывные смены метра, атональные и политональные построения – основные черты этой подлинно «варварской», насыщенной буйным темпераментом музыки. В её основу композитор положил народное творчество, мотивы русской языческой давности. Разразился скандал. Публика смеялась, плевалась, свистела, мяукала по-кошачьи. Этот бунт превратился в драку…

«Весна священная» закрепила за Стравинским славу новатора. После революции он эмигрирует во Францию, в 1939 году переселяется в США. Неудивительно, что творчество этого крупнейшего мастера долгое время замалчивалось. Активное возвращение его творческого наследия на родину, в Россию, относится к началу 70-х годов прошлого столетия.

И вот наконец-то Игорь Стравинский прозвучал в Иркутске. Приходится удивляться творческой смелости и главного дирижёра Олега Зверева, и всего состава губернаторского симфонического оркестра, дерзнувших исполнить очень непростую и весьма непривычную для нашего уха музыку. Не вдаваясь в нюансы исполнения, можно сказать, что дирижёру удалось отыскать свой ключ к партитуре, увлечь музыкантов, успешно воссоздать дух древней Руси, своеобразие её музыкальных обрядов. Думается, исполнение «Весны священной» можно назвать этапным в жизни губернаторского симфонического оркестра, отмечающего в этом году свой 50-летний юбилей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры