Начать с «Самого главного»
Судьбе, наверное, было угодно, чтобы актёр, получивший образование в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, к своей основной профессии прибавил ещё и роль просветителя. Александр Чернышёв, артист музея декабристов, хорошо известен не только по моноспектаклям, которые исполняет на многих концертных площадках города и области, но и по лекциям-концертам, рассказывающим о жизни и творчестве авторов «Золотого века».
Чернышёв ехал в Иркутск по зову сердца, магическому притяжению произведений Вампилова. У них и имена совпадают – оба Александра Валентиновичи. Актёру казалось, что земля, родившая Валентина Григорьевича Распутина, будет благосклонна и к нему – выпускнику театрального вуза северной столицы.
Родом Чернышёв из Пятигорска, в армии служил на реке Белой, потому и знает хорошо Сибирь. Мало того, она манила его своей вольницей, концентрацией энергии, кристаллизующей в людях особый талант, самостоятельность мышления, умение прийти в искусство с собственными идеями. Примеры тому – творческие судьбы кинорежиссёров Леонида Гайдая, Михаила Ромма, Александра Сокурова, поэтов Уткина, Левитанского. Всех наших знаменитых земляков и не перечислишь.
Ещё в студенчестве Александр был занят в спектаклях Ленинградского академического театра имени Пушкина (Александринский театр), при желании мог бы остаться работать в нём или в каком-либо другом столичном театре, как сделали многие однокурсники, но его манила даль неоглядная, стремление найти свой путь в творчестве.
В Ленинграде на гастролях он увидел спектакли Иркутского ТЮЗа: «Гори, гори, моя звезда» по киносценарию Фрида, Дунского, Митты, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Высокое напряжение» Платонова. В постановке Вячеслава Кокорина они настолько поразили воображение, что он подошёл к режиссёру и попросился в его театр. Всё могло бы сложиться иначе, если бы к приезду Чернышёва в Иркутск Кокорин не покинул театр. Молодой актёр застал коллектив в период нестабильности, выяснения отношений, которые частенько случаются в смутные времена творческой жизни.
К счастью, на улице он не остался, на работу его взяли в драматический театр имени Охлопкова. Начинал с ролей незначительных, потом более крупных и заметных. Самой яркой работой Чернышёва был спектакль «Самое главное» по пьесе Николая Евреинова. Здесь он наконец встретился с режиссурой Кокорина, поручившего ему сразу три роли – актёра Светозарова, Пьеро и частного детектива. Зрители помнят Чернышёва и в образе Затворника, в спектакле по инсценированным рассказам Пелевина «Затворник и Шестипалый», впервые осуществлённом в России.
Надо заметить, коллектив драматического театра 80-х годов сложно принимал «пришлых» актёров. Приедут, поработают годик-другой и уезжают, так и не прижившись в труппе. К чести Чернышёва, в драме он продержался восемь лет, придерживаясь собственного мнения по любому поводу творчества и свободе актёрского самовыражения. Ему было тесно в заданных рамках репертуарной политики театра, долго так продолжаться не могло, Александр ушёл из коллектива, оказавшись в пустом пространстве чужого города. Впрочем, почему пустом? В начале перестроечного времени актёр был убеждён, что вместе со свободой государственных перемен настала и эра творческой свободы.
Чернышёв и несколько актёров – выпускников Иркутского театрального училища создали «Независимую гильдию актёров» и коллектив, который назвали «Их театр». Базировались они во Дворце культуры имени Гагарина, руководство которого всячески поддерживало энтузиастов. Александр Валентинович в качестве режиссёра ставил спектакли, показывал их в Доме актёра и на площадках, которые были ближе к центру города. Небольшой коллектив жил полно-кровно, принимал участие во всех мероприятиях, проводимых Союзом театральных деятелей и комитетом по культуре администрации области. Увы, просуществовал он недолго. На практике Чернышёв и его коллеги поняли, что без финансовой поддержки театр существовать не может, затратная часть на постановки спектаклей намного превышает доходную сторону от их эксплуатации.
Актёры «Их театра» разъехались по городам России, Чернышёв остался один. Он не спился, как это часто бывает с актёрами, не ушёл в отделочники или дворники, его спасла профессия. В конце 90-х годов в гостиной князей Трубецких он играл моно-спектакли «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы» Пушкина. В «Домашнем театре Волконских» показывал спектакль по малоизвестной пьесе Лермонтова «Штосс». К Михаилу Юрьевичу у Чернышёва особое отношение – в Пятигорске он родился, а Лермонтов был застрелен на дуэли, поэтому «связующую нить» с поэтом он ощущает на духовном уровне.
Чернышёв говорит, что ехал в Иркутск к Вампилову, а попал к декабристам. Многие удивляются его портретному сходству с Александрой Григорьевной Муравьёвой, урождённой графиней Чернышёвой. Дед актёра жил в Санкт-Петербурге, был вхож в светские салоны, занимался искусством, что говорит о его непростом происхождении. Кто знает, какое отношение сегодняшние Чернышёвы имеют к граф-ской фамилии, в советское время многие скрывали свои родо-словные. Хорошо бы Александру Валентиновичу поехать в Санкт-Петербург, посидеть в архивах и выяснить наконец, однофамилец он знатному роду или волею судеб не случайно оказался в местах, где его предок был в ссылке.
Литература времён декабристов близка Чернышёву, он увлечён ею, в концертных программах читает так, будто она написана о гордых и несгибаемых наших современниках. Чтобы достичь высот исполнительского искусства, ему понадобились специальные знания. Он увлёкся историей и культурой эпохи, сформировавшей декабристское движение, личностями, имеющими высокое понятие о достоинстве и чести.
В репертуаре актёра сольные программы по произведениям Пушкина, Гоголя, Тургенева. Литературная основа моноспектакля «Гроза двенадцатого года» составлена по произведениям современников и участников войны 1812 года. Проводит он и лекции-концерты: «Струн вещих пламенные звуки», «Самая счастливая из женщин», «Шлиссельбургская крепость», «Она других на подвиг увлекла», посвящённых Одоевскому и Бестужеву, жёнам декабристов Александре Муравьёвой и Екатерине Трубецкой.
Сценической площадкой Чернышёва стала вся Иркутская область и, конечно, места пребывания декабристов. Казалось бы, и находятся они недалеко от Иркутска, а вот артистов в лице Чернышёва многие видят впервые. Жители сёл Олонки, Большая Елань, Оёк, Хомутово, Урик, Усть-Уда часто и не подозревают, что живут в местах, связанных со святыми именами декабристов. Актёра слушают с открытой душой, ловят каждое слово, удивляясь тому, какой красивой и благозвучной может быть русская речь.
Бенефис актёра в честь 50-летнего юбилея проходил в доме Волконских. Гостей было немного, как и положено в салонной обстановке, каждый представлял творческую личность, прославляющую Иркутск по всей России и далеко за её пределами. На вечере звучала музыка, поздравления были искренними, полными восхищения артистом, который пошёл в театральном искусстве своим, непроторенным путём.
Артист Иркутского музея декабристов отметил юбилей, организованный для него друзьями и коллегами по работе. «Домашний театр Волконских» стал для Александра Чернышёва воплощённой мечтой о свободе творчества.
Фото Николая БЛАГОНРАВИНА