Иронический либерализм
Вот о философии мы с вами ещё не разговаривали. Попробуем?
Не так давно из жизни ушёл выдающийся американский философ-неопрагматик Ричард Рорти. Может быть, кто-то склонен доверять реплике сатирика Задорнова: «Американцы, они ж тупыыые…» — таким дальше можно не читать.
Джованни Реале и Дарио Антисери, говоря о Рорти, называли в качестве его ключевого тезиса бесполезность искать теорию, соединяющую общественное с частным. Таким образом, следует утешиться тем, что делает одинаково важными и требование творческого самосозидания, и необходимость солидарности. Это позиция, называемая Рорти «ироническим либерализмом».
Кто такой либерал? Тот, кто рассматривает жестокость как наихудшее из преступлений. А что такое ирония? Ироничен человек, не скрывающий ни от себя, ни от других неуверенности в своих верованиях и в самых фундаментальных желаниях. Иронична и надежда на то, что унижению одних человеческих существ другими только потому, что они другие, может прийти конец. Либерал не может не воспринимать иронически любые метафизические теории человеческой натуры. Он предельно внимателен к различиям религиозным, национальным, культовым, языковым. Ироник с готовностью включает в сферу «мы» тех, кого по невежеству и привычке называют чужаками.
Этот американский профессор философии, которого не любили другие профессора философии, куда выше познания ставил необходимость коммуникации. Именно диалога, а не монолога, или, пуще того, столь любимой российскими идеологами проповеди. И, кстати, отказ от абсолютной уверенности не создаёт дискуссионную слабость. Напротив, нескрываемая способность сомневаться делает позицию неуязвимой.
Либерализм, говорят, немоден. Люди кичатся своей реакционностью. Это тоже свободный выбор мыслящих. Но ироники — всё-таки люди этого века. И этот век принадлежит им. Я в этом убеждён. Но не уверен.
Может быть, стоит об этом подумать?