Страсти деревенские
В Черемховском театре драмы — премьера нового спектакля по пьесе С. Лобозёрова «По соседству мы живём». В зале — полный аншлаг, мест свободных нет. Зрители встретили спектакль взрывами смеха, аплодисментами в самых интересных эпизодах. Оживлённо обменивались впечатлениями в антракте и после окончания.
Что мне хочется отметить, как неравнодушному любителю театра? Пьесы Лобозёрова написаны на бытовые сельские сюжеты, мне довелось видеть «Семейный портрет для постороннего» на черемховской сцене и тот, о котором идёт речь. Это, с позиции характера, комедии юмористические, добродушные, а по организации действия и сюжету — комедии нравов и характеров.
Живут по соседству в деревне семьи, и деды-прадеды здесь жили, и внуки-правнуки теперь проживают. Как складываются между ними отношения, к чему приводят застаревшие «муки совести», обиды и простота деревенская? Автор пьесы знает всё это прямо-таки досконально и построил действие в соответствии со смешными ситуациями и колоритными характерами сельских жителей. А режиссёр Сергей Болдырев оживил героев пьесы, приодел, внёс интригу с оригинальными видениями молодого практиканта-газетчика, напичканного телесериалами и детективами.
Очень удачно смотрится декорация сцены — украшенные резьбой крыша, простенки, на заднем плане — контуры села, избы и тропинки (работа художника театра Н.Папиной). И музыка — всеми узнаваемая туристская песенка «В турпоходе, бабка…». Первое, что видят зрители в паузах между затемнением сцены, — героев-стариков, Василия (играет Ю.Базилев) и Феню (Н.Скоморовская). Как на портретах: один сидит, другой стоит, со спины, с лица, чтобы запомнились. Актёр Юрий Базилев в труппе недавно, зритель оценил его умение передать характер сельского деда, с больными ногами, в валенках, в тёплой шапке, с батожком. Его жена — статная, в длинных юбках, в платке, скрывающем лоб. Сразу чувствуется её властность и верховенство над дедом. Бедный практикант, возмечтавший написать роман или хотя бы повесть на материале, который найдёт в рассказах старожилов села, оперирует словами и терминами, вовсе неизвестными и непонятными старикам. А несостоявшаяся невестка Елизавета (актриса В.Тальянская) вконец запутывает его, упоминая то захват двух соток в огороде, то пожар по вине деда Василия.
У стариков в голове помутилось, вдруг почудилось, что сына Фёдора, механизатора, могут посадить, как бывало в тридцатых годах. К тому же они думают, что секретарь сельсовета Елизавета привела корреспондента газеты к ним не случайно, ведь её дочь Люба забеременела от их внука Коли, который, как они считают, от того и сбежал в город. Неразбериха в голове практиканта-корреспондента Владимира (актёр А.Агафонов) превращает конфликтующих соседей в мафиози и разбойников, с топорами и косами налетающих друг на друга. А зрители видят эти воображаемые фигуры и страшные оскалы масок на сцене в приглушённом свете. Воинственная Лиза (замечательная игра В.Тальянской) требует от дочери, чтобы она рассказала «для газеты», как получилось, что вместо института она готовится стать матерью, да ещё одиночкой.
В конце концов, по закону жанра девочка Люба (актриса О.Сидоренко) открывает глаза родителям на простую истину — они с Колей помирились и переписываются, будут вместе растить ребёнка.
Каждый исполнитель в спектакле постарался играть на пределе своих возможностей. Директор Надежда Скоморовская, исполнитель роли бабки Фени, выдержала образ, близкий к староверам, строгий и решительный. Дед Василий, послушный вроде бы жене, то и дело срывался в защиту пенсии и огородных соток. Фёдор, сын стариков (актёр А.Рычков), почти всё время в движении, шагал большими шагами сильного человека, но под дулом дробовика и его дрожь пробрала. Самая колоритная фигура — бузотёр Матвей, муж Елизаветы, до сих пор ревнующий её к бывшему «ухажёру» Фёдору. В исполнении актёра Л.Ринчинова зритель увидел могучего по телосложению мужика, под хмельком, наставившего ружьё на «соперника» и корреспондента. Молодой журналист проявил неожиданную смелость и вырвал ружьё из рук грозного Матвея. Тут же оказалось, что дробовик сломан и выстрелить не мог. Но этот эпизод заставил и зрителей поволноваться, и нового для черемховцев молодого актёра Агафонова полюбить.
В общем, театральная труппа в Черемхове живёт, ставит новые спектакли, в неё вливаются новые актёры. А главный режиссёр Сергей Болдырев, как мне кажется, создаёт театр на перспективной грани традиции и новаторства, классических и прогрессивных приёмов.
Фото автора