издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мышонок» в гостях у «Бабрика»

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА

К этому празднику в детском саду №129 «Бабрик» долго готовились. Если для многих взрослых начался год Крысы, то, понятно, для детей наступил год Мышонка. А может быть, это просто совпадение: в «Бабрике» открылась выставка художника-графика Раисы Бардиной, на которой представлены её иллюстрации к «Сказке о глупом мышонке» С. Маршака.

Выпущенная более тридцати лет назад Восточно-Сибирским книжным издательством, сказка в её оформлении оказалась чуть ли не в каждом иркутском доме, где были дети. Зачитанная, залистанная детскими руками, она была представлена в экспозиции, которую привезла в детский сад Лидия Никитична Молева, главный библиограф отдела краеведения областной детской библиотеки им. М. Сергеева. И таким образом с ней познакомились дети сегодняшнего дня. И не просто познакомились.

Руководитель детского сада Елена Александровна Башкова сумела превратить факт приобщения детей к чтению в многоуровневую культурную акцию, которая включила в себя и выставку графики Р.Н. Бардиной, и общение художницы с детьми и их родителями, и музыкальную инсценировку «Сказки о глупом мышонке», восхитительно костюмированную, поставленную логопедической группой «Подснежник» (педагоги Е. Вержуцкая, Г. Забелло), и многое другое.

О необычном детском саде №129 уже не раз писали. Расположен он в самом обыкновенном, обветшавшем здании по адресу: Байкальская, 96, отгорожен ужасным бетонным забором, благодаря которому дети не видят замызганных выпивох, собирающихся не один десяток лет у дома рядом. Но именно в этом садике с дружным педагогическим коллективом происходят чудеса приобщения детской души ко всему прекрасному, что создаётся на иркутской земле. Его дети группами посещают филармонию и органный зал, областную детскую библиотеку, художественные выставки.

В январе детсадовцы успели посетить фотовыставку Бориса Дмитриева в Доме литераторов им. П. Петрова. Дети познакомились с автором экспозиции, и он поделился с ними воспоминаниями о том, как в детстве приобщился к фотоискусству, рассказал о неповторимой природе Прибайкалья. Дети провели в зале выставки более двух часов: они не только смотрели на неё, но и играли друг с другом, и было видно, как терпеливо и бережно относятся к ним воспитатели.

И вот теперь они участвовали в открытии выставки в стенах их родного детского заведения. Как и положено, был выпущен её небольшой каталог и программа работы. Дети участвуют в литературной викторине, инсценировка «Сказки о глупом мышонке» демонстрируется снова и снова с полным аншлагом, в это время ребята в группах увлечённо создают свои рисуночные варианты иллюстраций к «Сказке» (преобладает, конечно, подражание Раисе Николаевне Бардиной), для того чтобы принять участие в художественном конкурсе «Мой любимый мышонок».

А пока состоялся первый пункт программы – встреча с художницей, которая рассказала, как работала над образом тёти Щуки, купив рыбину на рынке. Сначала тётя Щука получилась слишком натурной, суровой, а надо было изобразить её так, чтобы маленькие дети не испугались.

Художница за годы своей творческой деятельности оформила и проиллюстрировала свыше 200 книг. А на вопрос «Как вы стали художницей?» отвечает, что было это непросто. В детстве она не рисовала, и вот почему (это назидательный пример для родителей и педагогов): маленькой девочкой на уроке нарисовала она прекрасную принцессу с большими глазами и вьющимися длинными волосами. Но учительница сказала ей, что у неё получилась уродина, и высмеяла её. Много лет после этого девочка не притрагивалась к карандашам и краскам, и только в старших классах, когда пришлось рисовать стенгазету, обнаружился её скрытый талант.

Первые книги, которые Раиса Николаевна оформила, – приключенческие повести Н. Устиновича «Чёрное озеро» (1956) и «Живой тигр» Ю. Шестакова (1956). Трогательные, весёлые, добрые, находчивые герои иллюстраций Раисы Николаевны создают особый мир детства.

Пусть кто-то думает, что интеллигентность не в моде, но на выставке Раисы Николаевны Бардиной дети получают то, чего так недостаёт в окружающей среде: это гармония и миролюбие, это уважение к жизни любого, даже крошечного, существа, будь то мышонок или человечек, посещающий детский сад. А «Бабрик», принимавший многие поколения дошкольников, как раз и привлекателен тем, чем манит старая, много раз прочитанная (а значит, одобренная) книжка, – уютом, теплом, узнаваемостью. О «бабрятах», перешедших из садика в школу, хорошо отзываются учителя. Так что раннее приобщение детей к прекрасному приносит прекрасные плоды.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры