Мир, как он есть…
Приторный сироп телевизионной, да и прочей рекламы прочно становится частью нашего общества. Несмотря на кажущийся примитив, по ту сторону экрана скрывается армия расчётливых профессионалов, которые с помощью изощрённых (и не очень) художественных, технических и психологических приёмов разливают нам по бесценным рекламным минутам коктейль, замешанный на наших стереотипах, фобиях, симпатиях и антипатиях, изрядно приправленный сексом – этой универсальной пряностью для всего человечества.
Считается, что любая реклама может быть успешной, если использует образы детей и животных или использует привлекательный сексуальный образ. Итоги прошлого года показывают, что в России к универсальной тройке рецептов добавился четвёртый компонент – патриотизм.
Журнал «Индустрия Рекламы» опубликовал «Выбор рекламистов – 2007» — экспертный опрос нескольких десятков руководителей крупнейших российских рекламных и маркетинговых компаний. «Теперь в список безошибочных решений (дети, животные и секс) мы можем добавить Родину: 78% опрошенных социологами определяющим словом для России считают «патриотизм», — пишет «Индустрия рекламы».
По мнению опрошенных экспертов, в 2007 году в массовом сознании со всей очевидностью довлели две истории: Сочи-2014 и выборы. Проект «Сочи-2014» занял лидирующее место сразу в двух номинациях – «Значимое событие» и «Лучший PR-повод», а Дмитрий Чернышенко, гендиректор заявочного комитета Сочи-2014, занял второе место в номинации «Персона года». Само собой, первое место в этой номинации рекламистами отдано Владимиру Путину. Третье место, кстати, заняла Ксения Собчак…
Как всякая победа, сочинская виктория была, мягко говоря, небесплатной: по данным исследовательской компании TNS Media Intelligence, заявочный комитет потратил за полгода только на панъевропейском телевидении более €5,7 млн. евро на показ рекламных роликов «Сочи-2014». Во сколько обошёлся кремлёвским пиарщикам Владимир Путин, журнал умалчивает. Тем не менее эксперты отметили, что «Путин» как рекламный бренд сегодня удовлетворяет эмоциональным потребностям потребителя и, как любой актуальный бренд, позволяет не без успеха конвертировать его в суббренды, что произошло на последних думских выборах и происходит на идущих президентских. Журнал цитирует Дмитрия Козлова, президента DEFA Gruppe/Plenum, который уверен, что «достаточно одного только упоминания имени этого человека, чтобы сработала любая, даже очень плохая реклама».
Я не знаю, хорошо это или плохо. Наверное, некоторые посчитают, что препарирование механизма народной любви к любимому президенту, да ещё накануне его ухода с политической сцены – кощунство. Впрочем, найдутся и те, кто готов всякое упоминание Путина оценивать, как, мягко говоря, холуйство и лизоблюдство. И ещё я не знаю, что это будет – «Путин после Путина»? Но я знаю наверняка, что для страны в целом заканчивается целая политическая эпоха. И очень хотелось бы знать, что останется от неё после того, как наши профессионалы рекламного рынка выключат, наконец, свои психотронные пушки и позволят нам увидеть мир таким, какой он есть.