издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкальский вал судебных исков

На днях исполняется год, как по подозрению в организации заказного убийства предпринимателя и депутата Слюдянской Думы Александра Бабученко были задержаны глава администрации района Василий Сайков и его заместитель Хасан Рамазанов. Сегодня дело о заказном убийстве слушается в Иркутском областном суде.

События, связанные с делом Бабученко — Сайкова — Рамазанова, всколыхнули весь район. Недостатка в их комментариях не было. Слишком непростыми, неоднозначными были задержанные чиновники, слишком тяжела и памятна трагедия, случившаяся в ночь на 30 марта двумя годами раньше.

Правда, прогремевшие недавно выборы сместили спектр интересов жителей в иную, более актуальную для них сторону. Новая власть, нынешние руководители города и района сегодня делают первые шаги на здешней ниве местного самоуправления, сообразуясь, надо полагать, с теми благими намерениями, которые не раз и не два были продекларированы ими изустно и в печати.

Впрочем, отголоски бушевавших здесь политстрастей слышны до сих пор, утверждают здешние служители Фемиды. Это выражается, например, в девятом вале судебных исков со стороны простых граждан, который не первый год обрушивается на суды разных уровней. Любую проблему здесь всё чаще стараются решить не на месте, с помощью уполномоченных должностных лиц, а сразу в суде.

Минувший 2007 год стал для работников Слюдянского районного суда серьёзным испытанием. Для Татьяны Тюменцевой, которая возглавила его в начале года, это был третий райсуд в собственном послужном списке.

— Первые впечатления от работы в Слюдянке были безрадостными, я никак не могла понять, почему здесь так часто обращаются в суд, буквально по любому поводу. Такого количества жалоб я больше нигде не видела. Впечатление такое, что местные жители просто не мыслят иного пути для решения своих проблем. И мы возим огромные кирпичи судебных документов в Иркутск, в суды второй инстанции, которые тоже задействованы в том, что происходит у нас в районе (кассационные жалобы рассматривает, как известно, областной суд). Это касается почти 80 процентов наших дел.

В 2007 году Слюдянским районным судом был поставлен своеобразный рекорд: рассмотрено 52 обращения граждан по проблемам, которые, по сути, должны решать местные органы власти. Здесь же немало исков о защите чести, достоинства и деловой репутации должностных лиц, это вообще уникальная практика. Кто-то из избирателей высказал, к примеру, своё мнение прилюдно – чиновник сразу бежит в суд. Так поступают сегодня многие.

У жителей района в этой связи есть неплохой пример для подражания. За год до ареста бывший мэр района буквально завалил подобными исками районный суд. Высказывания граждан, выражавших собственное мнение, строчки в газете и т.п. становились поводом для судебных тяжб. Как будто не реальные дела на благо людей являются мерилом чести и достоинства руководителя. Пример оказался настолько заразительным, что определил действия многих жителей района на годы вперёд, словно некая зловредная бацилла поселилась в этих красивых краях. И от этого вредоносного воздействия, как поётся в известной песне, не спрятаться, не скрыться.

— Мало того, что мы рассматриваем множество дел, связанных с конкретными нуждами людей, в минувшем году пришлось заниматься вопросами отстранения от должности Сайкова и Рамазанова, — рассказывает председатель суда. — В этой связи выявилось немало проблем. К примеру, после ареста мэра необходимо было внести поправки в устав района, иначе его жизнедеятельность могла оказаться парализованной. Весь минувший год был настоящий аврал, приходилось трудиться порой до позднего вечера. В 2008 год мы вступали в плановом режиме. Нам удалось наконец разрядить напряжённейшую обстановку. Но по итогам 2007 года нагрузка судей Слюдянского райсуда как по уголовным, так и по гражданским делам была выше среднеобластной.

Непростая общественно-политическая ситуация, которая год за годом складывалась в районе, сказалась и на криминогенной обстановке. Преступники резко помолодели и стали более дерзкими. Едва повзрослевшая слюдянская молодёжь тянется к «перу» — в том смысле, который подразумевает под этим словом мир криминала. Здесь как в семье: пока папа с мамой (читай — разные уровни власти) заняты выяснением отношений, чада остаются без присмотра. И эта проблема, по словам жителей района, остаётся нерешённой много лет подряд.

Несовершеннолетний житель Слюдянки Евгений К., совершив общественно опасный поступок (по его вине наступила смерть человека), ушёл от ответственности по возрасту — ему тогда не было четырнадцати лет. Следующее совершённое им преступление поражает своей изощрённостью: молодой человек убивает пожилую женщину и разрезает ей половые органы. Три преступления средней тяжести (грабежи и кражи) на счету пятнадцатилетнего воспитанника слюдянского социально-реабилитационного центра «Солнышко» Александра М. По сути этот юноша — вполне состоявшийся преступник-профессионал, хотя в соответствии с Уголовным кодексом наказывать его лишением свободы пока нельзя. По словам служителей Фемиды, такие преступления здесь — обыденное явление.

Проблема занятости слюдянской молодёжи давно стала общим местом, не раз и не два поднималась она на разных уровнях местной власти. Итогом добрых намерений чиновников являются пока лишь два известных объекта — кирпичная коробка Дома детского творчества с зияющими провалами окон и едва-едва начатое (и, похоже, замороженное на века) здание спортивного комплекса. Зато возле детско-творческого долгостроя как по волшебству появился чудный трёхэтажный терем, владельцем которого является бывший мэр Слюдянского района. Народная молва тут же прилепила теремку весьма язвительное название: храм Василия Блаженного.

Так жили в райцентре по крайней мере последние десять лет: детям — видимость заботы, а деньги шли на другие цели. Теперь компетентные люди, надо полагать, разберутся — на какие.

Общественно-политический негатив, копившийся в Слюдянском районе годами, отражается на жизни людей и напрямую. Минувшее лето жители райцентра называют настоящим кошмаром. Дело в том, что бывший мэр передал когда-то в частные руки водозабор и городские свалки. Последствия этого решения люди вдыхали особенно явственно уже в июле-августе: со сменой власти возникла бюджетная неразбериха, и частник отреагировал на просрочку платежей за мусор просто — запретил его вывозить на полигон. Город немедленно превратился в одну большую свалку. Горы мусора, высившиеся у каждого дома, воздух, понятно, не озонировали. Лишь решение райсуда, прекратившее мусорный беспредел в Слюдянке, в какой-то мере снизило остроту ситуации.

Нынешняя слюдянская действительность постепенно входит в нормальное русло. Так замутнённая, загаженная нечистотами вода, когда грязный поток иссякнет, может со временем очиститься и вновь радовать людей своей прозрачностью.

Здесь, на юго-западе священного озера, где живёт немало хороших, трудолюбивых, достойных людей, по-прежнему прекрасны уникальные байкальские пейзажи. И нет сомнений в том, что Слюдянка снова и снова будет манить туристов изо всех городов и весей. Потому что рядом, в двух шагах от эпицентра минувших политстрастей, простирается бескрайняя голубая ширь Байкала, напоминающая, что всё, кроме этой красоты, преходяще. И что жизнь надо строить не по понятиям — по законам. И всем вместе, и каждому по отдельности.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры