Такая тёплая таёжная земля…
В канун своего 90-летнего юбилея газета «Восточно-Сибирская правда» сделала подарок жителям Иркутской области – издала в серии «Лучшие книги Восточно-Сибирской правды» повесть Гавриила Филипповича Кунгурова «Артамошка Лузин».
– «Артамошка»? Конечно, помню! У меня в детстве книжка была, читал. Почему-то запомнилось, как птицу глиной обмазывали, а потом жарили на костре. И глину потом снимали вместе с перьями… – так сказал мой серьёзный знакомый, солидный сибиряк семейского рода и старинного образования.
Сегодняшнее издание «Артамошки Лузина» Востсибкнигой – это, знаете, такой подарок в подарке, а в нём ещё один подарок, а там, глядите, ещё – поменьше и более сокровенный…
Самый большой, верхний подарок, снаружи – вот он: отдельное издание когда-то знаменитой на всю Сибирь и за её пределами захватывающей повести – страниц истории Иркутска и Сибири XVII века. Её автор, Г.Ф.Кунгуров, запомнился навсегда как неутомимый путешественник, писатель, журналист и краевед, оставивший потомкам как художественную прозу для детей и взрослых, так и педагогические статьи, краеведческие материалы, вобравшие в себя кропотливую исследовательскую работу, научно-методические находки.
«Артамошка Лузин» вышел в свет в 1937 году. Сегодняшнее издание – это уже 70-летний «Артамошка». Он издан отдельной книгой с удивительными, на мой взгляд, иллюстрациями Юлии Ружниковой. Оригинальность исполнения и расположения иллюстраций помогает проникнуть чуть глубже страниц – туда, где, кажется, подчёркнуто художником, а вот – кусочек из моего сна…. страшновато, и не по себе становится в суровой сибирской тайге…
А вот он, подарок внутри. Быть может, там, на полках, среди старых книг, у вас живёт «Артамошка Лузин»? Вы не забыли, как удивительна эта книга? В ней внутри, там, на третьей и дальше страницах, пахнет деревом и мрачными дядьками, говорящими на странном наречии, там кожей ощущается таёжная тревожность. Там близкое вам любопытство и желание немножко напроказничать. Там первый, волшебный и будоражащий опыт знакомства с сибирской царицей-тайгой. Не вы ли, пойдя впервые в лес с ночёвкой, гордо заявляли, что знаете, зачем передвигать костёр и как спать потом в чуме на тёплой до самого утра земле? С гордостью заявляли, как настоящий взрослый сибиряк. Откуда знали? Из «Артамошки Лузина». Историю своего удивительного края не в сухих цифрах постановлений и указов о создании Иркутского острога, а в лицах, глазах-бритвах и наречьях – вы видели себя таким смелым и добрым во сне, видели, как рядом с вами вырастал в Сибири город. После той самой книги.
Сегодня у вас появился прекрасный повод достать эту книгу и почитать её своему маленькому сибиряку. А ещё… конечно же, вернуться на сколько-нибудь лет назад и ненадолго там задержаться.
А вот здесь – украдкой. Это самая нижняя, последняя коробочка с подарком. Конечно, «Артамошка Лузин» – это увлекательная приключенческая повесть. Да, она рассказывает о быте и нравах народностей, населявших Сибирь, говорит с нами суровым языком истории освоения края. Говорит о богах таких разных национальностей – а как иначе? Но… не всё это. Главное – оно вот здесь, в глубине: каким бы ни был век и год, каким бы ни был бог и род твой, есть то, что важнее, что, сняв вот эти все обёртки, внутри в любые времена, – чистая, открытая душа человека. Любого – того, кто ценит саму жизнь, ценит окружающий его мир и возможности, которые этот мир даёт: дружить, любить и верить в Завтра. Обязательно – вместе с лучшим другом.
«Солнце большое, а ты, бог, ещё больше, –
Верни мне друга!..» –
так призывал своего друга, Артамошку Лузина, Чалык…
Верните себе друга. Откройте книгу и впустите Артамошку. И пусть, когда наполнитесь образами и уйдёте с головой в XVII век, сначала странной покажется реальность сегодняшняя. Это всегда поправимо – достаточно выйти на улицу и попытаться перейти дорогу с большим и нервозным движением. Главное, чтобы в душе осталось то самое главное. О чём, собственно, и написана повесть Гавриила Кунгурова.