издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Максим Сурнин: Власть отвечает за собственность, которую получила

– Максим Юрьевич, какие направления деятельности комитета являются приоритетными?

– В первую очередь – правовое сопровождение реформы местного самоуправления. Совершенствование данной законодательной базы находится, можно сказать, в постоянном творческом процессе. К базовому Федеральному закону №131 за четыре года прибавилось более трёх десятков законов, проведена серьёзная корректировка по вопросам разграничения полномочий, имущества, бюджетных доходов между уровнями власти. Это вполне объяснимо, поскольку у каждой территории есть свои особенности. Это естественно, как и желание властей оставить в собственности привлекательные объекты и избавиться от затратных, приносящих убытки.

– Вы их пожелания учитываете?

– Учитываем, но руководствуемся интересами государства, интересами населения. Ведь в большинстве случаев распределяется собственность, которая является объектами жизнеобеспечения тысяч граждан. Это электрические сети, тепловодоснабжающие магистрали, дороги, объекты социальной инфраструктуры, в которых размещаются школы, больницы, спортивные организации, учреждения культуры, торговли и самих органов власти. Многие объекты в принципе нельзя разъединить, поскольку они представляют единый производственный комплекс.

Наша задача состоит не только в том, чтобы процесс разделения и закрепления собственности имел безупречные правовые основания, но и в том, чтобы соответствующие органы власти, получив эти объекты в собственность, обеспечивали их деятельность, несли ответственность за их эффективное развитие, чтобы они приносили максимальную пользу для всех жителей данной территории.

В Иркутской области этот процесс находится на завершающей стадии. Есть ещё нерешённые вопросы в Жигаловском, Катангском, Киренском, Куйтунском, Ольхонском и Чунском районах.

По закону в муниципальной собственности должны остаться объекты, необходимые для решения задач местного самоуправления. Иное должно быть передано в федеральную или региональную собственность. Законом также предусмотрена возможность перепрофилирования или приватизации объектов. Согласитесь, формулировка «для решения задач местного самоуправления» достаточно объёмна. Под неё можно подвести или, наоборот, исключить практически любой муниципальный объект. Поэтому тщательно рассматриваем каждый конкретный случай. Мы не требуем от местных властей поспешных решений, но в течение этого года все вопросы по муниципальной собственности должны быть решены.

– Есть причины, кроме территориальных нюансов, которые мешают этому процессу?

– К сожалению, есть. Назвал бы их административными, поскольку напрямую связаны с кадровой чехардой в областной администрации на уровне руководителей, отвечающих за работу с предприятиями областной собственности. Отставки-назначения происходят чуть ли не ежеквартально. Соответственно, законопроекты выдаются сырые, непроработанные, а иногда просто профессионально неграмотные. С одной стороны, губернатор, наверное, прав, что их увольняет, но, с другой стороны, хотелось бы знать, когда будут назначены люди, способные выполнять задачи государственной важности и нести за них ответственность.

– Насколько эффективно работают предприятия, находящиеся в полной или частичной собственности Иркутской области?

– Их предпринимательская деятельность характеризуется как неустойчивая. Есть такие, что стоят на грани банкротства. У большинства чёткая стоимость областного пакета акций не определена: является «плавающей» или вообще отсутствует. Это, как минимум, вызывает удивление, поскольку в управлении акционерных обществ есть представители и руководители, назначенные администрацией Иркутской области. Видимо, их усилий недостаточно.

Поэтому мы приняли решение усилить контроль со стороны Законодательного собрания за деятельностью таких предприятий.

Во-первых, мы будем делегировать в советы директоров акционерных обществ непосредственно депутатов, которые должны будут обеспечить прозрачность и законность деятельности предприятий и довести до сведения Законодательного собрания достоверную информацию об экономической ситуации на каждом из них.

Во-вторых, мы ограничили полномочия директоров по суммам, которыми они могут распоряжаться единоличным решением. Крупные сделки необходимо будет согласовывать с областными органами власти.

– Какие изменения произошли в экономической политике Иркутской области?

– Отмечу решения, которые действительно влияют на экономику региона, а не являются продуктом мечтаний и благих намерений.

На сессии Законодательного собрания утверждена областная государственная программа «Газификация Иркутской области на 2008-2010 годы». На её финансирование в бюджете предусмотрено 225 миллионов рублей. Это программа совместной деятельности, сотрудничества региона и «Газпрома» в рамках стратегии, одобренной и рекомендованной к выполнению президентом Российской Федерации.

В полной мере будет финансироваться программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области на 2007 – 2010 годы» (в том числе на обеспечение чистой питьевой водой).

Также наш комитет поддержал мнение начальника Главного управления внутренних дел по Иркутской области Антонова А.А. и рекомендовал областной администрации не снижать финансирование программы «Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области в 2007 – 2012 годах». Ведь надо учитывать, что эта программа не просто свод мероприятий по нашей области, а часть огромной работы, которая проводится на территории всей России. И мы видим, что руководство страны принимает решительные меры по наведению порядка на дорогах.

– Коммунальная инфраструктура тоже требует особого внимания.

– Сибиряков вряд ли стоит в этом убеждать. В условиях нашего сурового климата это вопрос человеческих жизней. Системы тепло– и водоснабжения, электросети должны быть обновлены полностью, регулярно обслуживаться и работать как швейцарские часы.

Сегодня вопросы коммунальной инфраструктуры выходят на первый план в стратегии развития российских городов. Скажем больше: сегодня многие общественные проблемы так или иначе вытекают из-за того, что эти задачи не решены.

Например, демографическую проблему не решить, если не будет достаточно жилья, мест в детском саду, школах. Градостроительный кодекс предусматривает возможность привлечения инвесторов к развитию застроенной территории. На практике это должно выглядеть так: строительные организации возводят здания, власти финансируют создание инфраструктуры. Наш комитет предложил использовать данный механизм для решения проблем детских садов – строительство новых, реконструкцию и ремонт имеющихся. Соответствующее обращение к губернатору Иркутской области и членам Градостроительного совета при губернаторе Иркутской области было принято на сессии Законодательного собрания. Данное постановление комитетом по собственности поставлено на контроль. На 38-й сессии была заслушана информация администрации Иркутской области о ходе работы по постановлению. Комитет планирует в 2008 году продолжить работу в этом направлении. На апрель запланировано проведение общественных слушаний «О мерах, направленных на сокращение очереди на получение места в детских садах Иркутской области». Уверен, что при надлежащей организации работ, соответствующей координации действий государственных и производственных структур проблему с местами в детских садах решить и можно, и нужно.

– Какими принципами вы руководствуетесь при разработке новых законов?

– Депутатский корпус Законодательного собрания придерживается жёстких юридических правил: закон должен быть един для всех, закон не должен иметь различных толкований. Закон должен отвечать интересам государства и населения.

Беседовал Сергей ПРЕДЕИН

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры